Федеральные целевые программы России

2007-10-04

50 лет космической эры: вахта продолжается!

Источник: "Красная Звезда"

На вопросы «Красной звезды» отвечает командующий Космическими войсками генерал-полковник Владимир ПОПОВКИН Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ.

- Владимир Александрович, 4 октября 2007 года Россия и весь мир отмечают 50-летие космической эры. Этот праздник совпадает с Днем Космических войск. Однако когда речь идет о космических достижениях нашего Отечества, многие не задумываются о том, что каждый старт и полет, начиная с запусков первого спутника и первого пилотируемого корабля и по сей день, – это огромный труд и очередная победа немалого числа воинских коллективов, множества военных профессионалов. Каким был боевой путь «космоса в погонах»?

- Действительно, запуск и контроль полета первого спутника осуществляли воинские формирования космического назначения, созданные специально для выполнения этой задачи.

Части запуска и управления КА ведут свою историю с 1955 года, когда постановлением Правительства СССР было принято решение о строительстве полигона для проведения испытаний межконтинентальных баллистических ракет – нынешнего космодрома Байконур. В 1957 году создан Командно-измерительный комплекс управления космическими аппаратами в связи с подготовкой к запуску первого искусственного спутника Земли. В том же году в г. Мирный Архангельской области началось строительство полигона, предназначенного для пусков межконтинентальных баллистических ракет Р-7, – нынешнего космодрома Плесецк.

4 октября 1957 года части запуска и управления КА осуществили запуск первого искусственного спутника Земли «ПС-1», а 12 апреля 1961 года – запуск и контроль полета первого в мире пилотируемого космического корабля «Восток» с космонавтом Ю.А. Гагариным. В дальнейшем все отечественные и международные космические программы осуществлялись с непосредственным участием воинских частей запуска и управления КА.

Вместе с тем боевой путь «космоса в погонах» не ограничивался запусками и управлением КА. С началом эпохи освоения космического пространства появилась необходимость наблюдения за пусками ракет вероятного противника, за космическими объектами, контроля их движения, оценки состояния, предупреждения о возможных аварийных ситуациях в космосе. Появилась угроза применения противником оружия из космоса. Поэтому в начале 1960-х начали создаваться первые образцы систем предупреждения о ракетном нападении (ПРН), контроля космического пространства (ККП), противоракетной обороны (ПРО).

Наиболее продуктивным периодом в истории отечественной военно-космической деятельности был период 1970-1980-х гг., когда в ракетно-космическую технику на десятилетия вперед были заложены научно-технический, производственный заделы, реализуемые и сегодня. Были созданы и приняты на вооружение космические системы ПРН, разведки, связи, навигации. Орбитальная группировка стала постоянно действующей и начала активно использоваться в интересах решения задач и обеспечения повседневной деятельности Вооруженных Сил. Системы ПРН и ПРО были поставлены на боевое дежурство. Научные школы, созданные тогда, и сегодня являются центром сосредоточения интеллектуалов. Система подготовки специалистов в вузах вышла на уровень, когда выпускники в кратчайшие сроки входили в строй и эксплуатировали сложную уникальную технику.

Пилотируемые полеты, исследования Луны, Марса, Венеры, сложнейшие эксперименты в открытом космосе, запуск беспилотного корабля многоразового орбитального комплекса «Буран», создание Международной космической станции – далеко не полный перечень достижений отечественной космонавтики, значительный вклад в которые внесли воинские формирования космического назначения.

Самым тяжелым периодом как для страны, так и для Вооруженных Сил стали 1990-е годы, связанные с распадом Советского Союза. В это время ряд частей, составлявших основу военно-космических формирований и ракетно-космической обороны, остались на территории бывших союзных республик. Резкое сокращение финансирования военно-космической деятельности поставило во главу угла задачу сохранения имеющегося потенциала, недопущения деградации специалистов и их оттока.

В этот период благодаря самоотверженному труду тысяч людей удалось не только сохранить минимально необходимый уровень отечественной военно-космической деятельности, но и создать задел для ее дальнейшего наращивания и развития.

Одной из мер, направленных на преодоление негативных последствий 1990-х годов, стало создание Космических войск. Сегодня это современный, динамично развивающийся, высокотехнологичный род войск, осуществляющий обеспечение в космосе и из космоса деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других министерств и ведомств при решении широкого комплекса задач обеспечения обороны и безопасности государства. Их создание было вызвано объективной необходимостью, исходящей из современных мировых тенденций к расширению роли космоса в обеспечении защиты жизненно важных государственных интересов в экономической, военной и социальной сферах. В этом году Космическим войскам исполнилось 6 лет.

- Космическая отрасль является чрезвычайно ресурсоемкой и требует больших финансовых затрат. Руководством страны, Министерством обороны принимаются меры для сбалансированного подхода к решению вопросов восполнения орбитальной группировки, наращивания ее состава и возможностей. Каковы отдача и вклад военного космоса в дело обороны и безопасности государства?

- Да, действительно, космическое вооружение, являясь одним из лидеров по критерию «эффективность–стоимость», в то же время является достаточно дорогим и ресурсоемким. Поэтому Космические войска стараются поддерживать состав орбитальной инфраструктуры на минимально необходимом уровне. Причем этот уровень на сегодняшний день не дает поводов говорить о том, что мы слабее других государств.

Интересы обеспечения обороны и безопасности государства требуют добиваться повышения эффективности военного космоса. Причем речь идет не столько о количественном составе группировки, сколько о качественных характеристиках космических аппаратов, которые не должны уступать лучшим зарубежным образцам.

Поэтому в сегодняшней стратегии поддержания и развития военно-космической деятельности приоритет отдан форсированному созданию перспективных космических систем и комплексов предупреждения о ракетном нападении, разведки, связи, навигации.

Многие задачи космических информационных систем, такие как дистанционное зондирование Земли, связь, навигация, гидрометеорология, картография, являются актуальными как в интересах обороны и безопасности, так и для социально-экономической сферы. Поэтому одним из направлений снижения удельной стоимости решения этих задач является создание космических систем двойного (военного и гражданского) назначения. Такой подход мы тоже активно используем.

Можно с уверенностью сказать, что в ближайшие 5-6 лет мы добьемся полного обновления практически всех ключевых элементов орбитальной группировки и сможем перейти от стратегии поддержания минимально необходимого количественного состава к постепенному наращиванию вклада космических систем и комплексов в эффективность боевых действий войск и систем оружия.

- На космодроме Плесецк в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы» продолжается строительство космического ракетного комплекса «Ангара». Как вы оцениваете темпы строительства по безусловному выполнению планов начать летные испытания этой ракеты в 2011 году?

- В соответствии с ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы» в период 2006 – 2011 годов на строительство объектов космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» выделено 10,4 млрд. рублей.

В настоящее время активно ведется строительство самого сложного объекта из состава КРК «Ангара» – универсального стартового комплекса. Из выделяемых средств уже освоено 32%. Выполнены работы по устройству инженерных сетей электро-, тепло-, водоснабжения, строительству конструкций основных сооружений, монтажу спецтехнических систем в сооружениях.

В 2006 году введена в эксплуатацию современная котельная на газовом топливе, при посещении которой Президент России дал высокую оценку оперативности и качеству выполненных работ.

Сооружения стартового комплекса готовы к монтажу технологического оборудования. В июне нынешнего года начат монтаж пускового стола. В 2008 году планируется проведение монтажа остальных технологических систем и агрегатов универсального стартового комплекса и начало строительства технического комплекса КРК «Ангара».

Принимая во внимание такие факторы, как стабильное и ритмичное финансирование, предусмотренное ФЦП, обеспеченность стройки квалифицированными трудовыми ресурсами и современной техникой, высокий темп производства строительных работ, уверен, что строительная готовность объектов КРК «Ангара» к началу летных испытаний с ракетой-носителем «Ангара» в 2011 году будет обеспечена.

- В последнее время имеет место устойчивая мировая тенденция к возрастанию конкуренции на рынке услуг по запуску космических аппаратов. В этой связи хотелось бы знать, каковы перспективы российских ракет-носителей по данному направлению?

- Выход на мировой рынок запусков космических аппаратов Российской Федерации с ее потенциалом в области ракетно-космической техники, надежными и дешевыми ракетами-носителями обострил конкуренцию в этой сфере оказания услуг.

Наиболее важными показателями конкурентоспособности средств выведения КА на рынке пусковых услуг являются надежность РН, стоимость пусковых услуг (запуска КА), обеспечение запуска КА в требуемые сроки, качество обслуживания заказчиков.

Наибольший доход компаниям-операторам пусковых услуг приносят РН тяжелого класса при запусках коммерческих КА на геостационарную орбиту (ГСО). Основную часть этого привлекательного сегмента рынка в настоящее время делят три конкурента: российско-американское СП International Launch Services с РН «Протон-М», европейская компания Arianespace с РН «Ariane-5» и американская компания Boeing Launch Services с РН «Зенит-3SL». В последнее время отмечается активизация деятельности на рынке запусков КА на ГСО компании China Great Wall Industries Corp. с китайскими РН CZ-3B.

Рынок РН легкого и среднего класса существенно меньше и по количеству запусков, и по доходам. В секторе продаж РН среднего класса лидирует российско-французская компания Starsem с РН типа «Союз». Легкие КА запускаются в основном российскими РН «Рокот» (маркетинг осуществляет российско-германская компания Eurockot), РН «Космос-ЗМ», а также РН «Старт-1» (ЗАО «Пусковые услуги»). Несколько КА в год выводятся на орбиту попутно при пусках МБР РС-20, проводимых для подтверждения их надежности. Конкуренцию российским ракетам составляют американские РН типа Pegasus и Taurus, индийские РН типа PSLV.

Во многих странах мира активно ведутся работы по модернизации существующих и созданию новых средств выведения КА. В ближайшие годы на рынке запусков КА ожидается появление ряда новых РН, которые могут привести к дальнейшему обострению конкуренции.

Основная доля коммерческих запусков КА, проведенных с помощью российских РН, приходится на средства выведения разработки ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс».

ГКНПЦ имени М.В. Хруничева предоставляет услуги по запускам КА на коммерческой основе с помощью РН «Протон-М» и «Рокот». К настоящему времени всего по коммерческим программам проведено 47 пусков РН типа «Протон» (с 1996 г.) и 8 пусков РН «Рокот» (с 2000 г.).

В ближайшей перспективе (до 2015 г.) с учетом текущего состояния рынка пусковых услуг и при условии сохранения достигнутого уровня конкурентоспособности указанных РН можно ожидать ежегодно до 5-7 пусков РН «Протон-М» и до 2 пусков РН «Рокот».

После 2015 года коммерческое использование средств выведения КА разработки ГКНПЦ имени М.В. Хруничева связано с созданием и вводом в эксплуатацию семейства ракет-носителей «Ангара». Однако для этого необходимо набрать достаточную статистику, которая должна подтвердить требуемый уровень надежности РН.

Коммерческая привлекательность РН «Ангара-А5», основного российского перспективного носителя тяжелого класса, будет основываться в том числе и на использовании в ее составе экологически чистого кислородно-водородного разгонного блока, значительно повышающего энергетические возможности РН.

Ракеты-носители семейства «Союз» разработки ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» на сегодняшний день являются наиболее надежными в мире. Общее количество пусков ракет этого типа превышает 1.720, а вероятность безотказной работы составляет 0,985. Максимальная серия безаварийных пусков ракет «Союз» достигла 113, что является лучшим мировым достижением. Новая перспективная РН «Союз-2» с улучшенными характеристиками двигателей всех ступеней позволит унифицировать парк российских космических носителей среднего класса. Она одна сможет заменить РН «Союз-У», «Союз-ФГ» и «Молния-М», а при использовании разгонного блока «Фрегат» значительно увеличит диапазон выведения полезных нагрузок на высокие круговые, эллиптические, солнечно-синхронные, геостационарную орбиты и отлетные траектории. Особую ценность имеет то, что с использованием РН «Союз-2» запуски КА можно осуществлять в широком диапазоне наклонений орбиты при сохранении согласованных районов падения отработавших ступеней. Это обеспечивается способностью разгонного блока «Фрегат» изменять наклонение орбиты путем пространственного маневра на активном участке полета.

В настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание развитию космической отрасли, что позволяет надеяться на сохранение позиций и дальнейшее продвижение перспективных российских технологий на рынке космических услуг по запускам КА.

- Владимир Александрович, когда завершится формирование группировки ГЛОНАСС требуемого состава? Что в связи с этим приобретут Космические войска, Вооруженные Силы, Россия в целом?

- Развитие системы ГЛОНАСС в России в настоящее время осуществляется на основании Федеральной целевой программы (ФЦП) «Глобальная навигационная система», принятой в августе 2001 г. постановлением Правительства Российской Федерации.

Основной целью ФЦП «Глобальная навигационная система» является дальнейшее развитие и эффективное использование глобальной навигационной спутниковой системы в интересах социально-экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности на 2002–2011 гг.

Кроме того, Президент Российской Федерации в своем поручении в январе 2006 года обязал обеспечить непрерывные навигационные определения в 2009 году в глобальном масштабе с доведением к концу действия ФЦП характеристик системы ГЛОНАСС до конкурентоспособного уровня (до уровня, сопоставимого с зарубежными аналогами, то есть в первую очередь с системой GPS, а также с создаваемой европейской системой Galileo).

Орбитальная группировка системы ГЛОНАСС по основным характеристикам (точности, доступности и целостности) навигационного обеспечения должна не уступать или, по крайней мере, быть близка к системе GPS.

Основное достижение, связанное с развертыванием орбитальной группировки системы полного состава, будет определяться возможностью решения задач и предоставления полного спектра навигационных услуг в глобальном масштабе. Тем самым потребители навигационной информации получат возможность пользоваться системой ГЛОНАСС в любой точке земного шара.

С развертыванием орбитальной группировки системы ГЛОНАСС полного состава Вооруженные Силы Российской Федерации будут иметь возможность непрерывно получать навигационную информацию требуемой точности вне зависимости от политической ситуации в мире. В части Космических войск для примера можно привести установку навигационной аппаратуры непосредственно на ракеты-носители и космические аппараты, что позволяет существенно повысить их точностные характеристики. Аналогичные работы ведутся заинтересованными министерствами и ведомствами в соответствии со спецификой их деятельности.

Не секрет, что на современных и перспективных средствах вооружения и военной техники все активнее используются возможности космической навигации для достижения максимального эффекта от их применения. Навигационная аппаратура планируется к применению начиная от индивидуального пользования и заканчивая размещением на ударных средствах. Тем самым очевиден тот факт, что развертывание системы ГЛОНАСС позволит обеспечить рост эффективности действий Вооруженных Сил в целом.

При этом необходимо отметить, что в решении задач навигационного обеспечения используется не только непосредственно орбитальная группировка космических аппаратов «Глонасс», но и ряд наземных технических средств, позволяющих повысить точностные характеристики навигационных определений.

Российская Федерация, как владелец полнофункциональной глобальной навигационной спутниковой системы, сохранит за собой независимость в области политики космической деятельности. Система ГЛОНАСС будет способствовать повышению эффективности социально-экономической деятельности государства. Уже сейчас она используется в целом ряде гражданских отраслей, связанных с обеспечением безопасности полетов и судоходства, проведением топогеодезических работ и др. Не менее значим вклад системы и навигационных технологий в развитие научной деятельности.

Существенный толчок получит развитие персональной навигации. Наличие конкурентоспособной космической навигационной системы, а также стремительно развивающийся рынок отечественной навигационной аппаратуры потребителей позволят расширить спектр предоставляемых услуг населению.

Кроме того, потенциальные возможности системы ГЛОНАСС позволят расширить спектр направлений международного сотрудничества в области спутниковой навигации.

- Как всегда, вопрос о бюджете страны. Какими вам видятся параметры и приоритеты гособоронзаказа по разделу военного космоса?

- Планируемые на эти цели лимиты превышают выделяемые ранее средства, что даст возможность не только поддерживать в боеготовом состоянии имеющиеся вооружение и военную технику, но и повысить потенциал Космических войск.

Приоритетами гособоронзаказа являются поддержание и развитие системы контроля космического пространства, системы предупреждения о ракетном нападении, а также наращивание орбитальной группировки перспективными космическими аппаратами, что в конечном итоге приведет к дальнейшему повышению уровня обороноспособности нашей страны.

- Владимир Александрович, что бы вы могли сказать о планах создания космической техники на ближайшую перспективу?

- В рамках реализации приоритетных задач обеспечения обороны и безопасности государства продолжаются работы по созданию на территории Российской Федерации перспективных радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении нового поколения.

В конце прошлого года поставлена на опытно-боевое дежурство радиолокационная станция в п. Лехтуси (Ленинградская область). Аналогичная радиолокационная станция создается на юге страны в районе г. Армавир. Уже в конце этого года планируется постановка ее на опытно-боевое дежурство.

Такие места дислокации объектов системы предупреждения о ракетном нападении на территории Российской Федерации выбраны не случайно. Их создание позволит отказаться от эксплуатации радиолокационных станций, находящихся за рубежом, и значительно сократить ресурсозатраты (до 40%) на содержание и эксплуатацию. Принципиальными ее отличиями от имеющихся на вооружении образцов являются относительно короткие сроки создания, а также улучшенные тактико-технические и эксплуатационные характеристики.

Не менее приоритетной задачей является поддержание и развитие российской орбитальной группировки.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы», как я уже говорил, продолжаются работы по созданию на космодроме Плесецк объектов инфраструктуры перспективного космического ракетного комплекса «Ангара». Проводятся летные испытания космических ракетных комплексов «Союз-2» и «Рокот».

Немало сделано и для развития наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами. Проводятся поэтапный переход на использование унифицированных средств управления космическими аппаратами, замена устаревшей аппаратуры и средств измерений, модернизация системы связи и передачи данных.

В целом использование космических средств в значительной степени способствует повышению эффективности боевого применения отечественных группировок Стратегических ядерных сил и сил общего назначения. Решение практически всех военных задач, особенно в перспективе, без поддержки из космоса не представляется возможным. Из всего сказанного следует вывод о том, что Космические войска вносят и будут вносить значительный вклад в обеспечение надежной обороны и безопасности Российской Федерации. Именно поэтому работа по подготовке и претворению в жизнь продуманных и реализуемых планов создания и использования перспективной космической техники является для Космических войск и Министерства обороны важнейшей и приоритетной задачей.

назад

Материалы из архива

2007-02-05
В Ивановской области подведены годовые итоги нацпроектов
Источник: ИА "REGNUM"
Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM 5 февраля в пресс-службе ивановского облправительства, 2 февраля в регионе подведены итоги реализации нацпроектов в 2006 году. Этому было посвящено заседание совета при облправительстве по реализации нацпроектов под председательством первого зама губернатора, руководителя областного комплекса экономического развития Дмитрия Михеева.

2007-01-16
Для экономического роста региона
Источник: Официальный сайт администрации Волгоградской области
Завершается подготовка перечня проектов Волгоградской области для включения их в федеральную целевую программу «Экономический рост регионов Юга России на 2008-2012 годы».

2007-05-28
Главных Глонасс: официальные итоги
Источник: "Cnews.ru"
Задачей нового этапа развития системы, сформулированного на Совете Главных по системе Глонасс, становится переход к форсированному созданию системы - и условий, позволяющих начать ее эффективное использование в России и за рубежом.

2007-05-21
Целевые программы: итоги первого квартала (Волгоградская область)
Источник: Официальный сайт администрации Волгоградской области
352,6 млн. рублей направлено в первом квартале текущего года на реализацию федеральных целевых программ на территории Волгоградской области.

2007-09-13
Реальные цены, комфорт и безопасность пообещал Левитин депутатам Госдумы
Источник: Российская газета
Министр транспорта Игорь Левитин, выступая вчера, как выяснится чуть позже, на последнем для нынешнего кабинета министров правительственном часе в Госдуме, открыл перед депутатами светлые перспективы на дальнюю дорогу - обещаются комфорт, скорость, безопасность и реальные цены. Независимо от способа передвижения.

2008-03-13
Минэкономразвития РФ оценивает фактическое использование средств федерального бюджета в 2007 г на реализацию ФЦП на уровне 99,6 проц - материалы к заседанию правительства
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Общий объем финансирования 46 федеральных целевых программ /ФЦП/ и 36 подпрограмм, включенных в открытую часть федерального бюджета 2007 г, с учетом внесенных в течение года изменений, составил 586,95 млрд руб.