Федеральные целевые программы России

2007-06-13

«За» и «против» атомного ренессанса

Источник: РИА "Сибирь"

Создание АЭС на территории Сибири позволило бы не только решить проблему энергообеспеченности, но и получить дополнительную прибыль от экспорта энергии. К такому выводу пришли участники круглого стола «Ренессанс атомной энергетики: причины и последствия», организованного кафедрой международных отношений и регионоведения (МОиР) гуманитарного факультета НГТУ 25 мая. Мероприятие было отмечено солидным составом участников, в числе которых — представители ведущих сибирских предприятий атомной отрасли, Сибирского отделения РАН и вузов, специализирующихся на подготовке специалистов атомной отрасли.

«Сегодня не только в России, но и в мире произошла переоценка роли ядерной энергетики. Необходимость проведения такого круглого стола объясняется прежде всего тем, что обсуждение вопросов влияния новой стратегии развития атомной отрасли на Сибирь и участия предприятий СФО в развитии атомной энергетики не только России, но и других стран, способно повлиять на формирование экспертного сообщества», — отметила организатор круглого стола, преподаватель кафедры МОиР НГТУ Вера Гаврилова.

Энергообеспеченность является одним из основных факторов экономического роста. В связи с необходимостью скорого замещения углеводородных ресурсов проблема развития атомной энергетики как в стране в целом, так и в Сибири в частности особенно актуальна. «Россия является самой холодной страной мира. Новые сырьевые месторождения расположены на необжитых и труднодоступных территориях. Ставка только на органические невозобновляемые источники энергии не позволит эффективно решить социально-экономические проблемы страны. Причиной тому являются исчерпаемость и в ряде случаев недопустимое экологическое воздействие на среду обитания углеводородных энергоносителей. В связи с этим мы должны обращать внимание на ядерно-энергетическую перспективу», — отметил доктор технических наук, заведующий лабораторией Института теплофизики СО РАН Владимир Саломатов.

В центре обсуждения была Федеральная целевая программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу до 2015 года». Президент РФ Владимир Путин поставил задачу довести удельный вес атомной энергетики к 2030 году до 25% (сейчас она составляет порядка 18% в европейской части страны). Для этого необходимо построить порядка 40 энергоблоков. В рамках текущей программы запланировано введение на российских АЭС в эксплуатацию десяти новых энергоблоков общей мощностью 11 ГВт в 2015 году и строительство еще десяти. На первом этапе для выполнения программы предусмотрено более 1,4 трлн бюджетных рублей.

Проблемы, препятствующие реализации программы, озвучил заместитель генерального директора по науке ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (НЗХК) Владимир Рожков: «Прежде всего в России нет крупных строительных трестов, способных осваивать поточное строительство блоков. Также существует кадровая проблема. Не стоит забывать, что в советское время в ряде мест очень сложный и плохо оплачиваемый трудовой цикл выполняли строительные батальоны и заключенные. Необходимо принять целевую программу подготовки кадров, о которой, к сожалению, в федеральной программе нет ни слова. Если обратить внимание на опыт стран с развивающейся атомной отраслью, то у них на первом месте стоит вопрос подготовки кадров».

СФО насыщен предприятиями, использующими ядерные и радиационные материалы. Среди них — Приаргунское производственное горно-химическое объединение, единственное уранодобывающее предприятие округа «Хиарда» в Бурятии, НЗХК, Сибирский химический комбинат (СХК), Горно-химический комбинат, Ангарский электролизный химический завод, Красноярский химико-металлургический завод и Электрохимический завод в Железногорске. Все предприятия страны, занимающиеся разделением изотопов, находятся в Сибири. Помимо этого, около тысячи предприятий используют радиационные источники и материалы на их основе. Однако действующих АЭС на территории округа нет. Эксперты сошлись во мнении, что их строительство необходимо, и отметили, что неоднократно выдвигались инициативы по их созданию.

«В 1995 году появилось предложение рассмотреть вопрос о возможном строительстве атомной станции в Новосибирске. Состоялась встреча с руководителями предприятий. Была создана комиссия, в состав которой вошли представители строительных, проектных организаций и предприятий по изготовлению тепловыделяющих элементов. Станция позволила бы обеспечить Новосибирскую область собственными энергетическими ресурсами и дала бы возможность продавать их. Участники комиссии пришли к выводу, что до 70% объемов работ могли быть обеспечены силами предприятий Новосибирска. Обсуждался вопрос о месте расположения атомной станции. После долгих дискуссий решили, что наиболее удобным местом ее расположения стали бы военные полигоны в Пашино. Санитарные зоны в таком случае достигали бы 1,5–3 км. После этого было направлено письмо в администрацию Новосибирской области, однако ответа на него так и не поступило», — рассказал старший инспектор технического отдела Сибирского межрегионального территориального округа по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Павел Ментюков.

В настоящее время идею создания АЭС в Сибири активно поддерживает губернатор Томской области Виктор Кресс. Он неоднократно заявлял о целесообразности ее строительства в городе-спутнике Томска Северске. Томская область остается крупным промышленным районом. На СХК в Северске действуют атомные реакторы для производства оружейного плутония. Но в ближайшие годы они будут остановлены в соответствии с международными договоренностями. Персонал мог бы получить возможность трудоустройства на будущей АЭС.

В заключение участники круглого стола обсудили основные проблемы, препятствующие строительству атомных станций. Они особо подчеркнули, что аварии в Чернобыле и Три-Майл Айленде (США) сильно подорвали репутацию атомной индустрии. Помимо этого, до сих пор не решена проблема обращения с радиоактивными отходами. Поэтому все инициативы по строительству АЭС неизменно сталкиваются с противодействием со стороны экологов и общественности. Участники круглого стола отметили, что в таких случаях, как правило, не берется в расчет то, что при работе АЭС не происходит выделения парниковых газов и не сжигается кислород. А каждая сжигаемая тонна угля забирает годовую потребность в кислороде 10 человек. «Суммарное радиологическое воздействие на население от ТЭЦ-4 по сравнению с НЗХК, когда он работал на максимальных режимах, было в семь раз выше. От радиационного фактора, фактически — от переоблучения, за всю историю СССР и России погибли всего 52 человека», — заявил Владимир Рожков. Эти доводы подтвердил Владимир Саломатов: «Выбросы радионуклидов, рассматриваемые в качестве основного негативного аспекта ядерной энергетики, в большей степени характерны для ТЭЦ. В Германии среднегодовые индивидуальные дозы облучения в районе расположения ТЭЦ мощностью 1 ГВт колеблются в пределах 5–50 микрозиверт (единица измерения эффективной и эквивалентной доз ионизирующего излучения), что превышает аналогичную дозу вблизи АЭС в 7–10 раз». Эксперты сошлись во мнении, что польза от строительства АЭС в Сибири многократно превзойдет возможные риски, связанные с ее деятельностью.

Евгений Иванцов

назад

Материалы из архива