Федеральные целевые программы России

2007-05-25

ИГОРЬ ЛЕВИТИН: РОССИИ НЕОБХОДИМА ЭФФЕКТИВНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

Источник: ИА "Regions.ru"

В пятницу, 25 мая, в Совете Федерации на двести третьем пленарном заседании в рамках "Правительственного часа" с информацией правительства РФ о развитии транспортной инфраструктуры в Российской Федерации выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Как сообщили REGIONS.RU в пресс-службе верхней палаты российского парламента, Игорь Левитин проинформировал членов Совета Федерации о работе и перспективах развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

Как напомнил И. Левитин, в 2006 году в России продолжился экономический рост. По данным Федеральной службы государственной статистики прирост реального объема произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 6,7 %, инвестиций в основной капитал - 13,5 %, реальных денежных доходов населения - 10,0 %, объема розничной торговли - 13,0 %. Рост ВВП обусловлен благоприятной внешней конъюнктурой по основным товарным позициям отечественного экспорта, а также повышением конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг в ряде секторов экономики на внутреннем рынке, значительным расширением внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.

В сложившихся экономических условиях, по мнению министра, транспортный комплекс работал устойчиво и в целом удовлетворил потребности населения, отраслей экономики в услугах транспорта и не стал сдерживающим фактором экономического роста страны.

По его словам, деятельность транспортного комплекса в 2006 году была направлена на решение задач, поставленных президентом Российской Федерации Федеральному Собранию 10 мая 2006 года, реализацию Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), основных положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, по обеспечению развития и безопасного, устойчивого функционирования транспортной системы, повышение эффективности ее функционирования и качества предоставляемых услуг, совершенствование механизмов бюджетного финансирования и привлечение инвестиций.

И. Левитин познакомил сенаторов с основными направлениями Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и озвучил некоторые цифры по всем видам транспорта и грузоперевозкам.

Так, по его информации, протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2006 года составляла 85 тыс.км железных дорог общего пользования, 55 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 706 тыс.км автомобильных дорог с твердым покрытием, 101,6 тыс. км -внутренних водных судоходных путей, 600 тыс. км - воздушных линий, обслуживаемых единой системой организации воздушного движения. Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта перевозилось 73,5 млн. пассажиров и 32,4 млн. тонн груза.

Самый большой прирост пассажирооборота в 2006 году достигнут на воздушном транспорте - 9,2 %. По словам И. Левитина, наиболее динамичным остается рынок международных чартерных перевозок.

В 2006 году увеличился пассажирооборот железнодорожного транспорта .

Пассажирооборот автомобильного транспорта в прошедшем году к уровню 2005 года составил 97,8 % за счет сокращения объема перевозок в городском сообщении. Снижение пассажирооборота выполненного автомобильным и городским электрическим транспортом, по мнению министра, связано в основном с сокращением количества поездок льготной категории пассажиров, а также изменением системы их учета в результате введения единых социальных проездных билетов.

Он отметил, что постоянный рост числа легковых автомобилей в личном пользовании граждан также оказывает влияние на снижение объема работ, выполненных городским пассажирским транспортом общего пользования.

И. Левитин рассказал также, что объем перевозок грузов выполненный транспортом всех отраслей экономики, за исключением трубопроводного, увеличился в 2006 году и составил 11813,7 млн.тонн. Самый значительный прирост грузооборота достигнут на автомобильном транспорте и на железнодорожном.

Сокращение объема перевозок морским и внутренним водным транспортом связано как со старением и выбытием флота под российским флагом, так и ограничениями в работе ОАО "Волготанкер", однако объем перевозок грузов иностранных фрахтователей контролируемым флотом увеличился.

Объем перевозок российских грузов национальным и контролируемым флотом в 2006 году составил 15 % от национальной грузовой базы, что предопределяет необходимость продолжить работу по созданию условий, способствующих привлечению судов под российским флагом, в том числе с использованием российского международного реестра судов.

Так, например, только в районы Крайнего Севера водным транспортом в 2006 году было доставлено 16,6 млн. тонн грузов.

Убыточным в целом в 2006 году, как и в предыдущие годы, остается деятельность автобусного пассажирского транспорта.

И. Левитин сообщил и цифры по налоговым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации от деятельности транспорта. В 2006 году они составили 286,1 млрд. рублей.

Предварительный анализ показателей, отражающих степень достижения стратегических целей и решения тактических задач министерства, показывает, что большинство из этих показателей в 2006 году достигли или превысили плановые значения.

На содержание, реконструкцию и строительство федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них направлено 85,9 млрд. рублей, из них расходы, связанные с обеспечением эксплуатации дорог составили 42,7 млрд. рублей, а на реконструкцию и строительство новых дорог и искусственных сооружений на них использовано 43,2 млрд. рублей.

Значительной составляющей расходов федерального бюджета стали субсидии субъектам Российской Федерации на дорожное хозяйство. Размер таких субсидий составил в 2006 году 45,6 млрд. рублей.

Министр отметил, что, несмотря на увеличение в 2006 году финансирования в сфере дорожного хозяйства резкого улучшения показателей, характеризующих результативность использования бюджетных средств, не предполагается. Как объяснил И.Левитин, это связано с тем, что дополнительные расходы почти в полном объеме направлены на продолжение строительства крупных и капиталоемких объектов.

Министр назвал основным направлением бюджетного финансирования в сфере воздушного транспорта - улучшение технической оснащенности объектов наземной инфраструктуры в аэропортах. Так, в 2006 году на строительство и реконструкцию взлетно-посадочных полос, создание систем светосигнального оборудования, а также других объектов наземной базы аэропортов использовано 15,9 млрд. рублей, что в 3 раза больше объемов предыдущего года. Так, осуществлялось финансирование инвестиционных проектов в аэропортах Домодедово, Внуково, Шереметьево, Курган, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды и других.

Как пояснил И. Левитин, реализация указанных мероприятий позволила повысить долю объектов наземной инфраструктуры в приоритетных аэропортах, соответствующих по уровню технической оснащенности нормативным требованиям.

Говоря о внутреннем водном транспорте, он заметил, что особое значение придавалось финансированию поддержания в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры внутренних водных путей, а также других мероприятий по обеспечению безопасных условий судоходства. На эти цели в 2006 году направлено 7,2 млрд. рублей. Общая протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов составила 31,2 тыс. км.

Министр также рассказал, что в 2006 году осуществлялось финансирование крупных инфраструктурных проектов, таких как морская, железнодорожно-автомобильная паромная переправа Усть-Луга - Балтийск, паромный комплекс в г. Балтийске, морской пассажирский терминал на Васильевском острове г. Санкт-Петербург, продолжалась реконструкция и развитие морского торгового порта Махачкала. Реализуемые мероприятия на морском транспорте по предварительным данным позволили, в частности, переработать в портах российских внешнеторговых грузов на 28 млн. тонн больше, чем в 2005 году. В сфере железнодорожного транспорта средства федерального бюджета в размере 510 млн. рублей использованы на строительство железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. Строительство линии ведется на условиях софинансирования совместно с ОАО "Российские железные дороги" и Республикой Саха-Якутия.

В прошлом году, сказал И.Левитин, началась реализация новой подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг России до 2010 года" в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы России до 2010 года". Мероприятия подпрограммы направлены на повышение конкурентоспособности российской транспортной системы и реализацию транзитного потенциала страны, а также улучшение инвестиционного климата и активное привлечение частного капитала. Объем финансирования подпрограммы в 2006 году составил 468,7 млн. рублей. Средства направлены на реализацию таких проектов, как комплексное развитие Новороссийского транспортного узла, реконструкция федеральной автомобильной дороги "Крым" от Москвы до границы с Украиной и других.

Как сообщил И. Левитин, в 2007 году продолжится финансирование мероприятий подпрограммы "Развитие экспорта транспортных услуг России". А текущий год должен стать первым годом финансирования объектов транспортной инфраструктуры за счет средств Инвестиционного фонда.

В соответствии с перспективным финансовым планом Российской Федерации на 2007-2009 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ, объем бюджетного финансирования в сфере транспорта, геодезии и картографии должен составить соответственно в 2008 году - 207,1 млрд. рублей, а в 2009 году - 217,0 млрд. рублей.

Объем бюджетного финансирования в 2008-2009 годах будет уточнен при формировании проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года.

Социально-экономическое развитие страны сопровождается увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и экономики. В связи с этим, уверен министр, в удовлетворении этого спроса особая роль принадлежит автомобильному и городскому пассажирскому транспорту.

Автомобильный транспорт в качестве важнейшего элемента транспортной системы страны осуществляет перевозки грузов во всех видах внутреннего сообщения: городском, пригородном и междугородном, включая завоз/вывоз грузов на железнодорожные станции, в морские и речные порты, аэропорты.

Автобусные, троллейбусные, трамвайные перевозки и метрополитен являются самым массовым и доступным видом регулярного общественного пассажирского транспорта, от эффективности работы которого в нынешних непростых условиях во многом будет зависеть социальная и экономическая стабильность жизни самых широких слоев населения.

Например, на территории Российской Федерации действуют 29917 автобусных маршрутов. Общая протяженность автобусных маршрутов - 1814 тыс. км.

За последнее десятилетие парк автобусов в крупных и средних предприятиях подотрасли уменьшился более чем на 47 тыс. единиц, а почти половина оставшихся подлежит безотлагательной выбраковке по критериям обеспечения безопасности дорожного движения.

В сложившейся ситуации, считает министр, для того, чтобы нормализовать инвестиционный процесс и стабилизировать положение хотя бы к 2010 году, необходимо увеличить среднегодовой объем капитальных вложений почти в 5 раз. "Решить проблему только за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований невозможно", - подчеркнул он.

Одним из важных практических шагов в развитии транспорта общего пользования, по мнению И.Левитина, станет принятие ряда законодательных актов. В частности,: Устава автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта РФ и федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах автомобильного и городского наземного электрического пассажирского транспорта на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации".

Как проинформировал министр, в экономике сохранилась тенденция прошлых лет по увеличению перевозок грузов автомобильным транспортом в международном сообщении. Объем перевозок, выполненный автомобильным транспортом в международном сообщении, в 2006 году составил 36,5 млн. тонн. Наиболее сильными позиции российских перевозчиков остаются на следующих направлениях: Китай, Финляндия, Швеция, Норвегия.

Объем расходов на содержание, ремонт и капитальный ремонт федеральной дорожной сети в 2006 году составил 42,755 млрд. рублей Объем средств федерального бюджета, выделенных на содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, составил 13,76 млрд. рублей.

В соответствии с перечнем строек и объектов, утвержденным в составе Федеральной адресной инвестиционной программы, 73 % выделенных ресурсов было сконцентрировано на шести объектах, реализуемых во исполнение поручений президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации, в том числе строительстве Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, автомобильной дороги "Амур" Чита - Хабаровск, и других объектах.

В 2006 году проведена полная диагностика транспортно-эксплуатационного состояния федеральных автомобильных дорог.

В настоящее время в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" определены участки реконструкции и строительства первого этапа автодорог северного маршрута, финансирование которых осуществляется при долевом участии федерального бюджета в виде субсидий и субвенций и бюджетов соответствующих регионов.

Положительный фактор деятельности воздушного транспорта в 2006 году - остановка снижения объемов перевозок в грузовом сегменте рынка авиаперевозок, имевшего место в двух предыдущих годах. Грузооборот в 2006 году составил 2,93 млрд. т-км - 103,6% к 2005 году. Перевезено грузов 640,3 тыс. тонн, что на 1,8% или на 11,4 тыс. тонн больше, чем в 2005 году.

Однако темп роста объемов перевозок мог быть выше, если бы стоимость перевозки была бы доступна большим слоям населения.

Он также отметил, что проблема стоимости топлива носит комплексный характер, и ее решение требует совместных решений, как на правительственном , так и на межведомственном уровне.

Еще одной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие перевозок в России, является вопрос обновления парка воздушных судов. За истекший год проблема с поставками отечественных воздушных судов не изменилась, а рынок авиаперевозок сделал очередной крен в сторону использования воздушных судов иностранного производства. В 2006 году из заказанных заводам авиапромышленности 17 пассажирских воздушных судов на 1 января 2007 года изготовлено и передано в эксплуатацию 11 пассажирских воздушных судов.

Авиакомпаниями Российской Федерации по состоянию на 1 января этого года эксплуатируется 184 иностранных воздушных судна, из них на международных линиях, внутренних магистральных и региональных линиях эксплуатируется 159 воздушных судов, 25 воздушных судов эксплуатируется в бизнес-авиации.

Объем перевозок пассажиров на них превысил 30% от общего пассажирооборота, при этом доля перевозок пассажиров новыми отечественными воздушными судами составила лишь около 10%.

Данная ситуация негативна еще и по той причине, что на российском рынке все более значимым становится присутствие иностранных авиаперевозчиков.

Снижение конкурентоспособности российских авиакомпаний говорит о серьезной системной проблеме гражданской авиации в этом вопросе.

Международные условия деятельности морского транспорта России в 2006 году оставались в целом благоприятными. Позитивная ситуация на основных товарных и фрахтовых рынках способствовала устойчивой работе российского торгового флота и морских портов страны, поддерживала стабильное развитие всего морского транспортного комплекса.

В мировом портовом хозяйстве продолжается тенденция смещения главного полюса активности в Азиатско-Тихоокеанский регион, где наблюдается наиболее динамичный рост грузооборота и перерабатывающих мощностей. Наша страна все больше укрепляет свои позиции в стратегически важном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия активно участвует в идущих здесь интеграционных процессах и плодотворно работает со странами АТР. В Азиатско-Тихоокеанском регионе сконцентрированы крупные капиталы и высокотехнологичные производства. Для России многие страны этого региона являются стратегическими партнерами, что в целом позитивно сказывается на развитии нашей экономики, в том числе транспортного сообщения.

Подпрограмма "Морской транспорт", по мнению докладчика, базис для разработки планов и программ развития судоходных компаний и морских портов, совместных проектов со смежными видами транспорта, отвечает требованиям новейших разработок в области стратегического целевого планирования развития отрасли и в целом является основой для построения прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации.

Реализация комплекса мероприятий подпрограммы "Морской транспорт" в полном объеме способствует достижению Министерством транспорта Российской Федерации поставленных целей в развитии транспортного сектора экономики. С учетом международных транспортных коридоров "Запад-Восток" и "Север-Юг" конкурентоспособность проектов в Северо-Западном бассейне формируется конкуренцией с портами Прибалтики, в Южном бассейне - конкуренцией с портами Украины, в Дальневосточном бассейне - с портами Китая и других стран АТЭС.

Развитие потенциала портовой инфраструктуры ориентировано на повышение географической и экономической доступности и качества услуг морского транспорта, повышение пропускной способности портов и снижение транспортных издержек перевозчиков. Качество оказываемых услуг должно удовлетворять приоритетам государства, требованиям развития бизнеса и реализации транзитного потенциала России.

Железнодорожным транспортом общего пользования в 2006 году перевезено 1311,3 млн. тонн грузов, или 103,0% к уровню 2005 года, а грузооборот увеличился на 5 % и составил 1950,9 млрд. т-км.

По окончании своего выступления министр ответил на вопросы сенаторов. В частности, речь шла о решении проблемы "пробок" на дорогах. И.Левитин предложил наделить Минтранс новой функцией контроля на дорогах, чтобы регулировать движение, особенно на федеральных трассах. По его словам, необходима более эффективная организация рабочего автомобильного движения.

Вопросы касались и безопасности движения, строительства конкретных участков дорог в регионах. Как подчеркнул министр, совместными усилиями всех уровней властей необходимо сделать все возможное для того, чтобы наши дороги стали безопасными, качественными, конкурентоспособными и привлекательными для инвестиций.

Как подчеркнул министр, огромная надежда возлагается на новую Федеральную транспортную программу "Развитие", которая будет рассчитана на период до 2015 года. Программа предусматривает строительство и развитие всех видов российского транспорта.

назад

Материалы из архива