Федеральные целевые программы России

2007-03-21

Сергей Иванов рисует ошеломляющие картины будущего российских информационных технологий

Источник: газета "Газета"

С напором, присущим каждой новой метле, первый вице-премьер правительства Сергей Иванов обходит свои новые вотчины. На прошлой неделе он побывал на итоговых коллегиях в Минтрансе и Росатоме, эту начал с коллегии Мининформсвязи. Однако если в первых двух случаях его инициативы не отличались оригинальностью - они содержали известные всем цифры и факты, - то вчера общественности открылись ошеломляющие картины российского IT-будущего.

Неэлектронная Россия

Основной инструмент, который правительство заточило на информационную реформу, - федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», за исполнение которой отвечает Мининформсвязи. Вчера Сергей Иванов заявил, что работа подопечных Леонида Реймана «не оправдала возложенных надежд». "Hедопустимо малы объемы производства современной микроэлектронной продукции, телекоммуникационного оборудования, средств вычислительной техники. Зависимость страны от поставок зарубежных информационно-коммуникационных технологий, их компонентов превышает критический уровень", - в сердцах заявил Иванов, добавив, что "15 лет назад Россия занимала по информационно-коммуникационным технологиям, в первую очередь в сфере программного обеспечения, второе место в мире". Все бы ничего, но первый вице-премьер забыл упомянуть, что высокотехнологичные успехи Советским Союзом были достигнуты лишь в одной узконаправленной отрасли - военно-промышленной. Конверсия так и не состоялась. А производство мобильных телефонов и компьютеров в России до сих пор не прижилось.

В отличие от Иванова некоторые эксперты результаты «Электронной России» оценивают положительно. "Недостатки у нее, конечно, присутствуют, но по сравнению с другими ФЦП она все же является одной из самых эффективных», - считает президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) Ольга Ускова. В частности, построены системы электронных госзакупок, созданы Межгосударственный информационно-маркетинговый центр СНГ и региональные ИМЦ - они подразумевают ведение реестра предприятий, в котором предприятия могут искать себе партнеров.

Кроме того, по словам экспертов, уровень отечественных программных продуктов за последние три-четыре года повысился кардинально и теперь не уступает западным аналогам. «Единственное, что не удалось изменить, - это отношение к отечественным разработчикам со стороны российских госструктур. Они предпочитают для масштабных государственных программ привлекать зарубежные IT-компании. Подобная позиция не только наносит ущерб информационной безопасности страны, но и сдерживает развитие внутреннего IT-рынка, поскольку без практики реализации больших проектов отечественные IT-компании не могут динамично развиваться», - сетует Ускова. По ее словам, в России успешно производятся базы данных, хранилища, аналитические системы и системы управления.

Российский мобильник - российскому народу

Но это производственные мелочи. По словам Иванова, в России нужно "совершить информационную революцию". И даже больше. Это должен быть "радикальный цивилизационный сдвиг, ломка старых и формирование новых устоев, правил хозяйствования и образа мышления".

Для успеха великого дела революции следует создать необходимую инфраструктуру. Правительство согласно. "К 2015 году в России не должно остаться ни одного населенного пункта без технической возможности установки стационарных телефонов, пользования сотовой связью, а также выхода в интернет", - сказал Иванов. По официальным данным, если количество пользователей интернета в развитых странах составляет около половины населения, то в России пока не превышает 10%. "Идея народного телефона наконец должна получить свое реальное воплощение", - заявил Иванов.

Круговорот электронных документов

Чтобы реализовать едва ли не главные цели реформы - "всю информацию - народу", необходимо решить задачи, заложенные в ФЦП "Электронная Россия". Они заключаются в создании системы "электронного документооборота" и "электронного правительства". К примеру, в самом Белом доме более трех лет назад был заведен электронный порядок документооборота, заменивший пневматическую почту, применявшуюся для передачи бумажных документов. Однако пока за пределы Дома правительства эта система если и вышла, то недалеко. «Надо закольцевать все министерства и ведомства на единую систему документооборота. С ее помощью мы и выйдем на ту ситуацию, которая называется «одно окно». То есть чтобы клерк в заведении А мог получить справку от клерка из заведения Б, не заставляя при этом заинтересованного человека бегать между ведомствами», - считает вице-президент Центра развития информационного общества Алексей Волин.

Как сэкономить на нервах

Отсюда вытекает еще одна цель информационной революции: сделать общение людей и чиновников максимально упрощенным. "Человек должен иметь возможность не выходя из дома получить по интернету справку из ДЕЗа, паспортного стола, вступить в контакт с органами МВД, поликлиникой, собесом, сберкассой, диспетчером ЖЭКа, заказать билет на транспорт и так далее. Государство обязано - я подчеркиваю, обязано - обеспечить предоставление всех этих услуг населению. На дворе уже XXI век", - сказал Иванов. К слову, система удаленного общения людей и госслужащих при помощи интернета, которую хотят внедрить в России, давно и успешно реализуется во многих странах Запада. По мнению Сергея Иванова, в российских условиях внедрение информтехнологий в деятельность органов власти повысит эффективность выполнения их полномочий, улучшит и расширит спектр предоставляемых гражданам услуг. Кроме того, это снизит затраты на осуществление властных функций. "Представьте себе, какая армия чиновников и технического персонала сидит на выдаче всевозможных справок, квитанций и прочих бумажек. Всех их можно было бы безболезненно сократить с огромной экономией для бюджета. А ликвидация этого промежуточного звена между гражданами и заветной бумажкой выбила бы почву для целой индустрии коррупции, когда взятки даются за совершенно обычную формальную процедуру, но совершенную без очереди и волокиты. Интернет-то никогда не попросит денег за ускорение своей работы", - сказал Иванов. Кроме того, электронный документооборот в идеале должен искоренить целый институт нелегальных услуг. "Ладно взятки, сегодня мы сталкиваемся помимо взяток просто с абсурдной ситуацией: существует целая сеть коммерческих фирм по оказанию услуг, которые являются исключительно прерогативой государственных органов. В метро и чуть ли не на каждом столбе - объявления о фирмах, берущих на себя, например, вопросы оформления виз и гражданства РФ. Вы все очень хорошо понимаете, откуда берутся и как работают такие псевдокоммерсанты. Решить эту проблему можно, только устранив в принципе сам предмет прибыли - чиновничью волокиту", - решительно произнес Иванов. Однако, по мнению Алексея Волина, смысл от всего этого будет лишь в том случае, если будут четко обозначены сроки рассмотрения любой заявки.

Сам себе госкапкан

Первый вице-премьер фактически высказался за разработку и реализацию в России стратегии развития информационного общества. В то же время его долгожданное формирование на российской почве грозит госорганам большими проблемами в будущем. «Когда мы получим людей, которые умеют пользоваться информационными технологиями, то эти люди начинают предъявлять повышенные требования к государству: к качеству работы и информационной открытости органов власти», - считает Алексей Волин. Нужна ли государству такая политическая активность населения? Вопрос в российских условиях риторический.

Единые электронные окна

В Алексинском и Новомосковском районах Тульской области уже есть многофункциональные центры предоставления госуслуг по принципу "одного окна". В Самарской области третий год действует система "инфоматов" в соцучреждениях. Электронные терминалы облегчают оформление пенсий, получение различных справок, в том числе и по лекарственному обеспечению. Несколькими нажатиями клавиш сенсорной панели граждане получают доступ к интересующей их правовой информации. До внедрения системы сбор справок для получения соцпособий занимал не меньше недели, теперь - максимум два часа. При работе с инфоматом используется пластиковая карта - своеобразный социальный паспорт жителя области. Электронный документооборот из одного окна внедрен и в подмосковной Балашихе.

назад

Материалы из архива