Подпрограмма "информационное государство"
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.12.2011 N 2438-р)
ПАСПОРТ
подпрограммы "Информационное государство"
Ответственный исполнитель подпрограммы - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Соисполнители подпрограммы - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство по информационным технологиям (до завершения процедур ликвидации).
Задачи подпрограммы - развитие сервисов на основе информационных технологий для упрощения процедур взаимодействия общества и государства; развитие специальных информационных и информационно- технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти; создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, образования, науки и культуры, в иных сферах; распространение лучшей практики информационного общества на уровне субъектов Российской Федерации.
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы - доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на Едином портале, в общем количестве федеральных государственных услуг; доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг, в общем количестве региональных государственных услуг; доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме межведомственного документооборота.
Этапы и сроки реализации подпрограммы - подпрограмма выполняется в 2 этапа: 2011 - 2014 годы; 2015 - 2020 годы.
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы - до 207263109,13 тыс. рублей - всего, в том числе: по годам: 2011 год - 18253138,5 тыс. рублей; 2012 год - до 34426628,7 тыс. рублей; 2013 год - 17467791,2 тыс. рублей; 2014 год - 16958858,4 тыс. рублей; 2015 год - 17893210,22 тыс. рублей; 2016 год - 18779178,79 тыс. рублей; 2017 год - 19632360,28 тыс. рублей; 2018 год - 20465377,93 тыс. рублей; 2019 год - 21298855,79 тыс. рублей; 2020 год - 22087709,32 тыс. рублей; по этапам: 2011 - 2014 годы - до 87106416,8 тыс. рублей; 2015 - 2020 годы - 120156692,33 тыс. рублей.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 30.12.2011 N 2438-р)
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - технологическая независимость Российской Федерации в отрасли информационных технологий, опережающий рост российского рынка информационных технологий по отношению к общемировому уровню; существенное сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных технологий; высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде; сокращение "цифрового неравенства" субъектов Российской Федерации до пределов, предупреждающих изолированность отдельных граждан и социальных групп; развитые сервисы на основе информационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения, возможность самозанятости и дистанционной работы с помощью сети Интернет; высокая степень интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество.
I. Характеристика сферы реализации подпрограммыСектор информационных технологий продолжает развиваться опережающими по сравнению с другими отраслями темпами, его объем в 2010 году составил 1919,1 млрд. рублей, что на 8,4 процента больше показателя 2009 года. Направления инновационного развития отраслей связи и информационных технологий представляются следующим образом:
государственная технологическая политика инновационного развития отраслей;
государственное управление инновационной системой отраслей;
государственное нормативно-правовое регулирование инновационного развития отраслей.
Уровень развития информационного общества определяется порогами доступа к информации - техническим, экономическим, бюрократическим и культурным. Технические, или инфраструктурные, пороги доступа - непосредственный предмет подпрограммы "Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе", но системные организационные решения (например, формирование объединенного "Ростелекома", устраняющее в том числе и проблему дублирования инфраструктуры) - предмет подпрограммы "Информационное государство". Экономические пороги, то есть стоимость доступа к информации, устраняются в ходе работы с операторами по таким актуальным вопросам, как установление:
цены на роуминг;
системы учета трафика в реальном времени;
предупредительных сообщений;
социальных тарифов на доступ к сети Интернет;
стоимости абонентского терминала высокоскоростного спутникового доступа к сети Интернет и так далее.
Бюрократические пороги последовательно снимаются по мере формирования электронного правительства. Например, по состоянию на начало 2011 года на Едином портале опубликованы сведения о 13771 услуге (575 - федеральные), и уже полтора миллиона человек воспользовались этими возможностями для получения государственных услуг. Для снижения культурного порога доступа к информации и новым технологиям ее получения интерфейс инфомата ориентирован на пожилого человека, работает "горячая линия" Единого портала.
В настоящее время создана инфраструктура электронного правительства как комплекс вычислительных и телекоммуникационных средств, программного обеспечения, нормативно-правового и методического обеспечения, однако:
базы данных учетной информации о ключевых объектах государственного управления отрывочны и охватывают незначительный временной горизонт;
в незначительном количестве органов государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота;
несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными существуют между различными государственными информационными системами;
не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия", не реализованы инфраструктурные услуги (нотариат, официальные публикации и др.);
не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации;
недостаточными темпами развиваются средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;
неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, может создавать угрозу нарушения прав граждан;
остается по-прежнему низким уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.
Таким образом, реализация подпрограммы "Информационное государство" (далее - подпрограмма) нацелена на разрешение следующих проблем:
отставание темпов развития отрасли информационных технологий от мирового уровня, сохранение невысокой (менее 1 процента) доли Российской Федерации на мировом рынке электроники;
наличие низкого уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий, в том числе за счет существенных административных барьеров;
наличие невысокой доли качественного отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе в отраслях связи, телекоммуникаций и цифрового телерадиовещания;
наличие высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества, органами государственной власти;
внедрение средств информационных технологий в государственном управлении, имеющее преимущественно локальный, ведомственный характер;
недостаточно быстрое развитие инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;
низкий уровень навыков использования информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе среди государственных служащих;
отсутствие в формах федерального статистического наблюдения информационной базы для расчета показателей, представляемых в международные организации, ответственные за формирование индексов развития информационных технологий и электронного правительства (Международный союз электросвязи, ООН и др.);
отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, отсутствие доступных механизмов обеспечения доверия к электронной подписи.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, задачи и показатели решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, этапы и сроки реализации подпрограммы.Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы направлены на решение следующих задач, определенных Стратегией:
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;
сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.
В соответствии с определенными приоритетами задачами подпрограммы являются:
развитие сервисов на основе информационных технологий для упрощения процедур взаимодействия общества и государства;
развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти;
создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, образования, науки и культуры, в иных сферах;
распространение лучшей практики информационного общества на уровне субъектов Российской Федерации.
Показателями решения задач подпрограммы являются:
доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на Едином портале, в общем количестве федеральных государственных услуг;
доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг, в общем количестве региональных государственных услуг;
доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме межведомственного документооборота.
Результатом выполнения подпрограммы будет являться качественно новый уровень взаимодействия граждан, организаций и государства, в том числе оперативность и удобство получения государственных и муниципальных услуг, например:
для получения государственной услуги достаточно будет один раз дистанционно заполнить форму запроса, а через установленный промежуток времени получить необходимый документ в свой почтовый ящик или проверить наличие изменений о своей персоне в соответствующей базе данных;
для выражения своего мнения по тому или иному вопросу или формирования группы единомышленников для воплощения какой-либо инициативы достаточно будет зайти на соответствующий сайт в сети Интернет;
для оценки достоверности, прозрачности и качества проведения референдумов Российской Федерации и выборов достаточно будет выйти в сеть Интернет и в режиме реального времени посмотреть видеотрансляцию с любого избирательного участка на территории Российской Федерации;
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.12.2011 N 2438-р)
для сборов ученика в школу достаточно будет скачать комплект учебников и сопутствующих материалов с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге;
для сдачи налоговой отчетности не нужно будет посещать налоговую инспекцию;
для получения консультации специалиста пациенту не нужно будет ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом;
для получения помощи в чрезвычайной ситуации достаточно будет воспользоваться единым номером экстренных служб по таксофону связи, расположенному в шаговой доступности;
для подбора литературы по интересующей тематике достаточно будет воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны;
для выполнения отдельных видов профессиональной деятельности не нужно будет тратить время на дорогу, достаточно будет включить компьютер и войти в корпоративную сеть;
для заключения договора с партнером из другого региона не нужно будет командировать к нему своего представителя, достаточно будет удостоверить документы электронной цифровой подписью;
для покупки билета на поезд не нужно будет ехать в кассу, достаточно будет дистанционно выбрать и оплатить нужный билет, а при посадке назвать контролеру свою фамилию.
Также важным результатом реализации подпрограммы будет существенное повышение качества информационно-аналитической поддержки деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных органов государственной власти за счет:
интегрирования в единую систему информационных систем федеральных органов исполнительной власти;
формирования и функционирования региональных сегментов системы "Управление" в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
внедрения типовой информационной системы руководителя федерального ведомства.
Реализация подпрограммы нацелена на:
высокий уровень предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде;
сокращение "цифрового неравенства" субъектов Российской Федерации до пределов, предупреждающих изолированность отдельных граждан и социальных групп;
развитие сервисов на основе информационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения, обеспечение возможности дистанционной работы и самозанятости;
высокую степень интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество.