Федеральные целевые программы России

Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроки и этапы реализации Программы

Приоритеты Программы определены Концепцией и Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212 (далее - Стратегия).

Согласно Концепции одним из вызовов, на который должна ответить Российская Федерация, является переход развитых стран к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области информатики, в том числе в здравоохранении и других сферах. Ответ на этот вызов - инновационный сценарий, направленный на формирование новой экономики, или экономики знаний и высоких технологий, в число ведущих отраслей которой входят отрасли связи и информационных технологий.

В отношении отрасли информационных технологий Концепция определяет такие цели, как повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления.

Концепция определяет 5 приоритетных направлений развития информационных технологий:

формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационных технологий;

обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти;

противодействие использованию информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.

Согласно Стратегии целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных технологий.

Стратегия определяет следующие направления деятельности в сфере реализации Программы:

формирование современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг в сфере информационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий;

совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;
развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и коммерческих организаций с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Кроме того, к сфере реализации Программы относятся следующие стратегические векторы экономической модернизации нашей страны, указанные в статье Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева "Россия, вперед!" 10 сентября 2009 г.:

совершенствование российскими специалистами информационных технологий, которые позволят добиться серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу;

создание собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации, с тем чтобы наши спутники "видели" весь мир, помогали гражданам и людям всех стран общаться, путешествовать, заниматься научными исследованиями, сельскохозяйственным и промышленным производством.

Причем отмечено значение информационных технологий для реализации таких фундаментальных политических свобод, как свобода слова и собраний, выявления и ликвидации очагов коррупции, непосредственного обмена мнениями и знаниями. Таким образом, Программа должна обеспечить создание платформы для решения задачи более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений.

Такой подход соответствует не только задачам развития Российской Федерации, но и сложившемуся в международном сообществе пониманию развития информационного общества. Так, например, в докладе Генеральной ассамблеи ООН от 16 мая 2011 г. доступ к сети Интернет отнесен к базовым (или неотъемлемым) правам человека, ограничение доступа к сети Интернет и распространения информации признано нарушением базовых прав человека.
В этой связи определена цель Программы - получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий. Для достижения поставленной цели необходимо и достаточно решить 3 задачи:

обеспечение доступа граждан и организаций к услугам на основе современных информационных технологий;

развитие технической и технологической основы становления информационного общества;

предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.

Достижение цели характеризуется следующими показателями Программы:

индекс Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных технологий. Определяется этот показатель Международным союзом электросвязи по данным, предоставленным Федеральной службой государственной статистики;

доля населения Российской Федерации, пользующегося преимуществами получения государственных услуг в электронном виде, в общей численности населения.

Значение индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных технологий зависит от результатов как Российской Федерации, так и других стран.

Показатели (индикаторы) Программы, подпрограмм и федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" приведены в приложении N 1.

Показателями решения задач Программы являются:

в области обеспечения доступа граждан и организаций к услугам на основе современных информационных технологий:

доля населения, являющегося активными пользователями сети Интернет, в общей численности населения;

сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития;

доля федеральных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на Едином портале, в общем количестве федеральных государственных услуг;

доля региональных государственных услуг, по которым обеспечена возможность получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде на региональном портале государственных услуг, в общем количестве региональных государственных услуг;

в области развития технической и технологической основы становления информационного общества:

доля радиочастотного спектра, доступного для использования радиоэлектронными средствами гражданского назначения;
развитие государственной группировки космических аппаратов;

уровни перевода сетей связи в городе и на селе на цифровые технологии;

в области предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе:

снижение доли жалоб субъектов персональных данных, по результатам рассмотрения которых подтвердились факты нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

доля населения, не использующего сеть Интернет по соображениям безопасности, в общей численности населения.

Состав показателей определен таким образом, чтобы обеспечить:

наблюдаемость значений показателей в течение срока выполнения Программы (подпрограмм);

охват всех наиболее значимых результатов выполнения мероприятий;

минимизацию числа показателей;

наличие формализованных методик расчета значений показателей.

В состав показателей Программы включены отдельные контрольные показатели Стратегии, показатели, на основе которых формируются композитные индексы для международных рейтингов развития информационного общества и доступности информационных технологий, и показатели, отражающие региональные различия.

Значения показателей определены методом экспертной оценки на основе сопоставления динамики развития и текущего состояния сферы реализации Программы, с одной стороны, планируемых мероприятий и соответствующих ожидаемых результатов, с другой стороны, с учетом влияния внешних факторов в виде рисков реализации Программы, описанных в разделе IX Программы.

Ожидаемыми результатами Программы являются:

обеспечение создания на всей территории Российской Федерации современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
достижение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий, опережающего роста российского рынка информационных технологий по отношению к общемировому уровню;

обеспечение доступных и разнообразных услуг почтовой связи;

существенное сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных технологий;

высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде;

обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию;

развитие социальной самоорганизации и социального партнерства власти, бизнеса и общественности на основе использования информационных технологий;

сокращение "цифрового неравенства" субъектов Российской Федерации, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп;
развитие сервисов на основе информационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения;

возможность дистанционной работы и самозанятости;

достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;

высокая степень интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество.

Таким образом, итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. В информационном обществе сокращаются непродуктивные расходы (например, переход к предоставлению государственных услуг в электронном виде экономит около 25 миллионов часов рабочего времени в год за счет отказа от необходимости посещения различных органов власти и организаций или существенного сокращения очередей), оптимизируется структура и объем затрат на обеспечение деятельности органов власти, модернизируются требования к ресурсам, в том числе и трудовым, в любой сфере деятельности, расширяются коммуникативные возможности граждан и организаций.

Результаты реализации Программы корреспондируются со следующими определенными Стратегией контрольными значениями показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года:

место Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационного общества;

место Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы;

уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных технологий;

сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития;

уровень использования линий широкополосного доступа за счет всех технологий;

доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации;

доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота;

доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов.

Достижение контрольных значений иных определенных Стратегией показателей развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 года зависит от выполнения государственных программ Российской Федерации: "Развитие науки и технологий", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", "Развитие внешнеэкономической деятельности", "Космическая деятельность России" и "Культура России".

Программа выполняется в 2 этапа - с 2011 по 2014 год и с 2015 по 2020 год. Выделение этапов обусловлено необходимостью подведения итогов выполнения Стратегии и уточнения задач развития информационного общества.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Материалы из архива