Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2005 год

Цель программы: приведение количественных и качественных параметров системы военного образования в Российской Федерации в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил Российской Федерации других войск, воинских формирований и органов.

Программа реализуется в два этапа: первый, продолжительностью три года (2003 – 2005 годы), второй – 5 лет (2006-2010 годы).

Главные задачи первого этапа: разработка рекомендаций и проектов нормативных правовых актов по совершенствованию системы военного образования, повышению эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на подготовку офицеров; определение структуры перспективной сети военно-учебных заведений; принятие первоочередных мер по совершенствованию содержания военного образования.

В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию программы было предусмотрено 209,4 млн. рублей по направлению "прочие нужды".

Важнейшими на 2005 год определены следующие мероприятия:
оснащение военно-учебных заведения программно-аппаратными средствами информатизации, подключение вузов к сети Интернет;
определение перечня военно-учебных заведений, подлежащих оптимизации на втором этапе программы, подготовка предложений по внесению соответствующих изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. № 352;
организация и проведение на базе гражданских высших учебных заведений эксперимента по подготовке офицеров (вне численности Вооруженных Сил) из числа студентов для последующего обязательного прохождения ими военной службы по контракту.

На основе проведенных исследований разработаны критерии оптимизации сети вузов и научно-методический аппарат финансово-экономической оценки мероприятий по сокращению сети вузов. Подготовлены конкретные предложения по ликвидации и укрупнению ряда военно-учебных заведений на втором этапе реформы, которые легли в основу постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 805 "О внесении изменений и дополнений в федеральную программу "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года".

Осуществлено оснащение вузов аппаратно-программными средствами информатизации. В вузы поставлено 267 компьютерных классов в составе 15 рабочих мест обучаемых, рабочее место преподавателя, принтер и сканер. Всего в вузы поставлено 4 722 современных компьютера и 285 мультимедийных проектора, создано 84 абонентских пункта подключения к сети Интернет.

Продолжен эксперимент по подготовке кадровых офицеров из числа студентов на базе гражданских высших учебных заведений. В 2005 году дополнительно заключены государственные контракты на подготовку 165 офицеров с шестью гражданскими вузами по четырем инженерным, экономической и юридической специальностям. По окончании учебы студенты будут поступать на военную службу по контракту на срок не менее 3 лет. В перспективе, при получении положительного опыта, такая подготовка станет важным источником восполнения кадрового потенциала Вооруженных Сил.

Приняты меры по совершенствованию законодательного обеспечения и правового регулирования в области военного образования. Подготовлено два законопроекта, направленные на снижение отчислений курсантов в ходе учебы, а также правовое закрепление вопросов подготовки офицеров для службы по контракту на базе гражданских вузов. Подготовлены также изменения в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", отражающие особенности управления и регламентации деятельности военных вузов, особый статус, права и обязанности курсантов и преподавателей, как военнослужащих.

В целом, мероприятия программы, запланированные на 2005 год, выполнены в полном объеме.

Оценка результативности и эффективности реализации программы проведена по трем направлениям:
обеспечение выполнения военно-учебными заведениями государственных требований к их деятельности (обеспечение учебниками, информационно-программными средствами, подключение к сети Интернет). Результат освоения выделенных ассигнований . прохождение всеми военно-учебными заведениями процедур аттестации и государственной аккредитации. По состоянию на 30 декабря 2005 г. аттестацию прошли 72 вуза (в 2004 году – 34 вуза), государственную аккредитацию получили 68 вузов (2004 год – 26 вузов). По сравнению с 2004 годом эти показатели выросли в 2,11 и 2,61 раза соответственно;
организация подготовки в рамках Программы офицеров из числа студентов гражданских вузов для прохождения ими военной службы по контракту. Результат освоения выделенных ассигнований . увеличение объемов подготовки в гражданских вузах офицеров кадрового состава Вооруженных Сил со 120 человек в 2004 до 285 в 2005 году (увеличение в 2,37 раза);
принятие мер по снижению отчислений курсантов из вузов в процессе обучения. Результат освоения выделенных ассигнований . снижение уровня отчислений курсантов из военно-учебных заведений с 4,7 % в 2004 году до 4,4 % в 2005 году.

Управление программой организовано на ведомственном (Министерство обороны) и межведомственном (федеральные органы исполнительной власти, имеющие военно-учебные заведения) уровнях. В этих целях директивой Министра обороны Российской Федерации от 20 июня 2002 г. № Д-50 создана Комиссия по управлению программой в Министерстве обороны, а совместным приказом руководителей федеральных органов исполнительной власти - участников программы (Минобороны России, МЧС России, МВД России, Спецстрой России, ФСЖВ России) от 28 августа 2003 г. № 280/703/287/183/180 создан Межведомственный совет по управлению реализацией Программы. В 2005 году проведено 3 заседания Комиссии и одно заседание Межведомственного совета.

Текущее управление мероприятиями программы согласно директивы Министра обороны Российской Федерации от 24 января 2004 г. № Д-5 осуществляет отдел (координации деятельности федеральных целевых программ при Главном управлении кадров МО РФ).

Контроль за выполнением мероприятий программы в 2005 году осуществлен Счетной палатой Российской, Контрольным управлением Президента Российской Федерации, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральным казначейством.

Материалы из архива