Федеральные целевые программы России

Морской транспорт

Перечень мероприятий подпрограммы

Увеличение пропускной способности морских портов. Каспийский бассейн

По объему перевалки грузов Каспийский бассейн уступает другим морским бассейнам России. Однако значение каспийских портов достаточно велико, поскольку они находятся на направлении международного транспортного коридора "Север - Юг", связывающего страны Западной Европы через Иран с Индией и странами Персидского залива.

В 2005 году портами бассейна перевалено 10,2 млн. тонн грузов, что вдвое больше, чем в 2001 году. По прогнозам, к 2010 году общий грузооборот портов бассейна возрастет по сравнению с 2001 годом в 3,3 раза и составит более 18 млн. тонн в год.

Порт Махачкала имеет важное стратегическое значение для России, поскольку через него осуществляются торговые связи с Закавказьем, Средней Азией, Ираном и другими государствами Ближнего и Среднего Востока.

В связи с резким подъемом уровня Каспийского моря причальные и оградительные сооружения, дороги и инженерные коммуникации были подтоплены, подверглись разрушению и оказались практически непригодными для нормальной эксплуатационной деятельности.

В 1992 - 1994 годах за счет средств федерального бюджета были проведены работы, позволившие ввести в эксплуатацию 2 причала сухогрузного района мощностью 0,4 млн. тонн в год.

В связи с изменившейся геополитической ситуацией в Северо-Кавказском регионе, предстоящим ростом транзитных перевозок через порты Каспийского бассейна, формированием международного транспортного коридора "Север - Юг" возрастает роль Махачкалинского порта как ключевого субъекта транспортной инфраструктуры на Северном Кавказе.

Порт становится также важным перевалочным комплексом в системе транспортировки каспийской, туркменской и казахстанской нефти с использованием железнодорожного транспорта. В совокупности с портами Астраханского транспортного узла Махачкалинский порт образует перевалочные мощности международного транспортного коридора "Север - Юг" для движения товаров из северо-западной части Европы транзитом через Иран с выходом в Азиатско-Тихоокеанский регион.

С учетом этих обстоятельств распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. № 1017-р принято решение о реконструкции и развитии Махачкалинского порта.

В 2005 году портом перевалено 5,13 млн. тонн грузов, что вдвое больше, чем в 2001 году.

Основными работами являются реконструкция и развитие 1-й очереди порта.

Предполагается, что к 2010 году грузооборот порта достигнет 12 млн. тонн в год, из которых не менее 10 млн. тонн составят наливные грузы.

Порт Оля расположен в Астраханской области. Строительство порта начато в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 1992 г. № 1314 "О государственной поддержке возрождения торгового флота на Каспии". Новый порт призван обеспечить закрепление позиций России на Каспийском море, развитие транспортных связей с государствами Кавказа, Средней Азии, Ираном, создание инфраструктуры, необходимой для функционирования подразделений Военно-Морского Флота, пограничной, таможенной и других служб.

В июне 1997 года введена в эксплуатацию 1-я очередь Пионерного причала с целью использования его как грузового. Дальнейшее развитие портовых мощностей осуществляется в районе этого причала. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 1997 г. № 1486-р порт был открыт для международного грузового и пассажирского сообщения.

Значение порта существенно возрастает в связи с формированием международного транспортного коридора "Север - Юг".

Порт является составной частью Астраханского водно-транспортного узла, грузооборот которого составил в 2005 году 5,2 млн. тонн в год. К 2010 году намечено увеличить его до 6 млн. тонн в год. Порт будет перегружать преимущественно генеральные грузы и грузы в контейнерах.

назад

Материалы из архива