Федеральные целевые программы России

Перечень мероприятий Программы

Мероприятия Программы, представляющие собой комплекс работ, взаимоувязанных по срокам выполнения, объемам финансирования, направлениям расходов и ожидаемым результатам и направленных на развитие системы государственной статистики, сгруппированы по основным задачам Программы в 5 блоков.

Первый блок объединяет мероприятия по совершенствованию традиционных и развитию новых направлений статистики (макроэкономическая статистика, в части совершенствования мониторинга макроэкономических показателей, статистика реформирования государственного управления, статистика здравоохранения, статистика физкультуры и спорта, статистика образования и культуры, статистика науки, статистика жилищно-коммунального хозяйства, статистика рыночных услуг, статистика транспорта и связи, статистика цен, статистика финансов, статистика предприятий, статистика внутренней и внешней торговли, статистика сельского хозяйства, статистика природных ресурсов и охраны окружающей среды, статистика строительства, статистика информационного общества, статистика инноваций, статистика непрерывного образования, статистика туризма), а также системы экономико-статистических классификаций в информационной системе государственной статистики (задача № 1).

Макроэкономическая статистика (совершенствование мониторинга макроэкономических показателей)

Совершенствование мониторинга макроэкономических показателей российской экономики предусматривается осуществлять путем развития информационной базы и анализа текущего состоянии экономики, изменения внешних и внутренних условий, тенденций и факторов социально-экономического развития, выявления диспропорций и переломных моментов в развитии экономики. Это позволит обеспечить качественную разработку проектов сценарных условий и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды, их увязку со структурной перестройкой экономики, развитием регионов, отраслей и секторов национальной экономики, что повысит эффективность принятия решений в области социально-экономической политики государства.

Статистика реформирования государственного управления

Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, а также на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках среднесрочных ориентиров.

С целью создания информационной базы, позволяющей отслеживать происходящие в этой сфере преобразования и принимать управленческие решения, перед государственной статистикой поставлена задача по организации и ведению мониторинга показателей деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации), представляющих собой многоуровневую систему, которая содержит не только важнейшие макроэкономические показатели, но и показатели, характеризующие деятельность субъектов бюджетного планирования.

В настоящее время в федеральных информационных ресурсах недостаточно показателей и индикаторов для организации такого мониторинга. Кроме того, не совсем ясна методология их формирования.

Важно обеспечить независимость методов и практики формирования показателей от ведомственных интересов, хотя в ряде случаев квалифицированный расчет индикаторов может быть обеспечен только специалистами соответствующих сфер деятельности.

Для получения некоторых показателей потребуется проведение новых статистических работ, прежде всего, выборочных наблюдений, нацеленных на выяснение мнений предпринимателей и населения по актуальным проблемам социально-экономического развития страны.

Для ведения мониторинга показателей субъектов бюджетного планирования будет сформирована интегрированная информационная база, являющаяся частью системы.

Статистика здравоохранения

Действующая в настоящее время система показателей статистики здравоохранения, основанная на информации, получаемой от учреждений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не отражает в полной мере состояния здоровья населения, доступности, качества медицинского обслуживания и других аспектов.

Для получения адекватной характеристики состояния здоровья населения предусматривается создание на основе данных лечебно-профилактических учреждений независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности системы статистической информации.

Одновременно намечается совершенствование информационной базы системы здравоохранения и медицинских услуг посредством проведения выборочных наблюдений. Будут пересмотрены существующие формы федерального государственного статистического наблюдения с целью повышения их информативности, ликвидации дублирования и неоднозначного толкования показателей.

Предусматривается совершенствование методологии и организации статистического наблюдения за травматизмом на производстве с учетом рекомендаций Международной организации труда.

Статистика физической культуры и спорта

Адекватное отражение явлений и процессов, происходящих в сфере физической культуры и спорта, которая влияет на формирование здорового образа жизни населения и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения, требует совершенствования системы статистического наблюдения за этими процессами и осуществления их мониторинга.

Предстоит разработать статистические показатели по различным возрастным группам населения, занимающегося физической культурой и спортом, и определить способы сбора информации о спросе и предложениях на спортивно-оздоровительные услуги, причинах, сдерживающих приобщение, особенно молодого поколения, к занятиям физической культурой и спортом, а также об условиях занятий.

Статистика образования и культуры

Для получения наиболее полной характеристики сферы образования и всестороннего отражения новых явлений и тенденций ее развития предусматривается совершенствование показателей статистики образования. Важнейшее значение в этой связи приобретают внедрение международных статистических стандартов, а также унификация методологических основ и принципов организации государственной статистической отчетности в области образования.

Предстоит провести работу по модернизации и унификации форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений, включая учреждения дошкольного, общего и профессионального образования, а также дополнительного образования детей и взрослых путем перехода на новые принципы статистического наблюдения и агрегирования статистической информации.

Принципиально новым направлением статистики образования станет разработка методологии оценки объема и структуры совокупных затрат на образование в Российской Федерации за счет всех источников финансирования, включая ненаблюдаемые финансовые потоки.

Дальнейшее развитие статистики культуры направлено на совершенствование системы статистических показателей для информационного обеспечения формирования единого культурного пространства, интеграции России в мировой культурный процесс, адаптации сферы культуры к рыночным условиям.

Статистика науки

Изменения в системе управления наукой в условиях рыночной экономики потребовали разработки новой модели государственной научно-технической политики, одним из важнейших условий реализации которой является необходимость формирования качественно новой статистической информации, обеспечивающей мониторинг научного потенциала страны.

В связи с этим предполагается:
разработать методологию и статистический инструментарий комплексной статистической оценки результатов деятельности научных организаций;
осуществить разработку специализированных программ измерения процессов глобализации научных исследований и разработок, включая углубленный анализ зарубежных источников финансирования науки в России, исследовательской деятельности транснациональных корпораций на территории государства и российских организаций и их филиалов за рубежом, международной миграции ученых;
разработать методологию и статистический инструментарий федерального государственного статистического наблюдения за созданием и использованием критических технологий;
пересмотреть программу сбора и обработки данных патентной статистики, разработать и ввести в практику статистические обследования торговли технологиями на внутреннем рынке.

Статистика жилищно-коммунального хозяйства

Совершенствование статистической деятельности в области жилищно-коммунального хозяйства основывается на организации проведения новых статистических наблюдений:
за рынком жилья и созданием жилищного сектора, действующего на рыночных принципах, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения и соответствующего его платежеспособному спросу;
за развитием институтов долгосрочного жилищного финансирования граждан (ипотечное кредитование на цели приобретения жилья, кредитование участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитование индивидуального жилищного строительства, жилищно-накопительные формы и другое) и банковского сектора, предоставляющего гражданам долгосрочные кредиты на эти цели;
за тарифно-ценовой политикой в сфере жилищно-коммунальных услуг в условиях развития конкурентной среды;
в области управления многоквартирными домами.

Статистика рыночных услуг

Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь между экономическим ростом и повышением роли сферы услуг.

Для получения наиболее полной характеристики сферы услуг предусматривается реформирование статистики рыночных услуг, основными направлениями которого являются:
совершенствование методов получения статистической информации об объеме платных услуг, предоставляемых населению индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица и выполняющими большие объемы скрытой и неформальной деятельности на потребительском рынке услуг;
создание собирательной группировки "платные услуги населению" в качестве приложения к разрабатываемому в настоящее время общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.

Статистика транспорта и связи

Появление новых форм организации движения товаров, концентрация производства в области транспорта и связи в крупных межрегиональных компаниях диктует необходимость формирования новых направлений статистики транспорта и связи - статистики деятельности в области транспортной логистики и статистики деятельности межрегиональных компаний.

Транспортная стратегия Российской Федерации предусматривает интеграцию производственных и транспортных процессов на принципах транспортной логистики. Роль государства в этом процессе выражается в поддержке создания в транспортной инфраструктуре мультимодальных логистических центров, на рынке транспортных услуг - мультимодальных транспортных операторов, а также комплексной информатизации транспортного процесса. Для информационного обеспечения этих процессов предусматривается создание методологической основы для организации статистического наблюдения за логистическими центрами и операторами.

В последнее время проблема распределения по регионам объемов выполненных работ (услуг) межрегиональными компаниями транспорта и связи приобрела особую остроту ввиду использования данных об этих объемах при расчетах валового регионального продукта, являющегося основой для построения межбюджетных отношений. Эти сведения необходимы также для оценки социально-экономического положения регионов. Поэтому планируется разработать методологию статистического наблюдения за деятельностью межрегиональных компаний и проведение пилотных обследований на железнодорожном, воздушном и трубопроводном транспорте, а также в области связи.

Учитывая возрастающую роль и быстрое развитие связи в современном постиндустриальном обществе, а также распространение в этой области новейших технологий, в статистике связи предусмотрено решение проблемы гармонизации понятийного аппарата показателей, применяемых в России и за рубежом, с целью достижения единого смыслового наполнения.

Статистика цен

В условиях замедляющихся темпов роста цен на потребительском рынке повышаются требования к точности расчета индекса потребительских цен, который является одним из важнейших показателей, характеризующих социально-экономическое положение государства и изменение уровня жизни населения (соответствие индекса потребительских цен международным стандартам является важнейшим критерием при его формировании).

Одним из важнейших элементов, определяющих точность расчета индексов цен, является объективно сформированная выборочная совокупность базовых организаций, в которых осуществляется регистрация цен, а также отбор товаров-представителей. В частности, для расчета индекса потребительских цен проблемой остается определение показателей весов индексных переменных, которые должны соответствовать структуре потребительских расходов населения, что влияет на точность расчета индекса.

Важными вопросами, решение которых предусмотрено Программой, являются:
разработка методологии и проведение расчетов индексов цен и средних цен на услуги жилищного-коммунального хозяйства для всех категорий потребителей и по отдельным потребителям;
совершенствование методологии статистики цен грузового транспорта, в том числе железнодорожного и трубопроводного транспорта;
повышение точности расчетов индексов цен и средних цен на продукцию сельского хозяйства;
расширение статистического наблюдения за ценами на подакцизные товары;
совершенствование методологии обследования цен производителей и цен приобретения топливно-энергетических ресурсов, в том числе для отдельных категорий потребителей.

Важнейшим направлением модернизации статистики цен является реализация международных стандартов.

Предполагается разработка концепции и методологии расчета индекса стоимости жизни, который наряду с индексом потребительских цен является важнейшим социально-экономическим показателем. Актуальность его построения на этапе реформирования государственной статистики определяется кардинальными изменениями в системе обеспечения населения социальными услугами, в том числе жилищно-коммунальными и медицинскими услугами, услугами пассажирского транспорта, и в характере социальных трансфертов для отдельных категорий населения (в части денежных и натуральных социальных льгот).

Существуют проблемы, связанные с расчетом показателей базовой инфляции.

Особое внимание будет уделено совершенствованию мониторинга цен производителей сельскохозяйственной продукции, цен на промышленные товары, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, а также потребительских цен на продовольственные товары, что позволит выявить степень влияния отдельных участников рынка на уровень и динамику цен конечной продукции.

Статистика финансов

Перед статистикой финансов в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности встает задача ее адаптации к новому этапу совершенствования бухгалтерского учета и отчетности.

Для решения этой задачи планируется:
проведение анализа российской системы показателей, характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организаций;
формирование национальной системы финансовых статистических показателей и разработка методологии их учета в соответствии с принципами международных стандартов финансовой отчетности в целях обеспечения международных сопоставлений;
адаптация новой системы показателей, характеризующей финансово-хозяйственную деятельность организаций, к потребностям системы национальных счетов;
совершенствование системы статистического наблюдения по мере внедрения международных стандартов финансовой отчетности в российскую практику бухгалтерского учета.

Повышается актуальность использования данных бухгалтерской отчетности организаций для формирования качественной информационной основы при проведении статистических наблюдений. Использование в полной мере сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности организаций, для формирования учетной базы хозяйствующих субъектов в составе статистического регистра позволит повысить достоверность разрабатываемой официальной статистической информации.

Наряду с использованием бухгалтерской отчетности организаций развитие статистики финансов предусматривает расширение статистических показателей, позволяющих более детально анализировать финансово-хозяйственную деятельность организаций.

В условиях завершения перехода российской экономики на рыночные отношения возникает необходимость создания информационных фондов, характеризующих финансовые связи организаций, получающих прямые иностранные инвестиции, что позволит осуществлять оценку фактического влияния иностранного капитала на экономику России и получать на постоянной основе необходимую информацию об эффективности его движения внутри страны. Это соответствует потребностям Банка России при разработке платежного баланса страны.

В настоящее время наряду с отчетностью, характеризующей отдельные аспекты статистики финансов и представляемой в Федеральную службу государственной статистики, осуществляется сбор и обработка статистической информации по формам федерального государственного статистического наблюдения. При этом отмечается дублирование информации и неполный охват состояния финансов в государстве. В целях совершенствования системы статистических показателей и создания единой информационной базы по статистике финансов предполагается разработать методологию создания единой системы показателей статистики финансов на основе бюджетной классификации Российской Федерации.

Статистика предприятий

Предпринимаемые в последнее время шаги по внедрению статистических стандартов в различные направления экономической статистики, в том числе в область классификаций, создают предпосылки к формированию статистики предприятий как комплексной системы, обеспечивающей согласованность и сопоставимость данных. Дальнейшее развитие статистики предприятий направлено на оптимизацию информационных потоков, повышение полноты и качества статистической информации для построения показателей системы национальных счетов и получения характеристики развития отдельных видов экономической деятельности.

Для решения этих задач планируется:
внедрение в практику стандартных единиц статистического наблюдения, что позволит адекватно характеризовать структуру производственной системы в отраслевом и региональном аспектах;
создание системы статистического наблюдения, основанной на применении различных методов статистического наблюдения в зависимости от типа хозяйствующего субъекта. Система статистического наблюдения должна обеспечивать единство методологии и получение сквозных оценок по всем хозяйствующим субъектам, а также должна быть максимально адаптирована к особенностям их функционирования в зависимости от типа;
совершенствование статистического наблюдения за субъектами малого предпринимательства. Мобильность сектора малого предпринимательства требует более гибких инструментов наблюдения за малыми предприятиями. В последние годы существенно возрос вклад в российскую экономику индивидуальных предпринимателей. Поэтому становление статистики этого сектора экономики является одной из ключевых задач статистики предприятий;
создание статистики производственного потребления, совершенствование программы годового структурного обследования, что обусловлено внедрением международных статистических стандартов в область структурной статистики предприятий, а также совершенствованием информационной базы для системы национальных счетов.

В рамках построения эффективной системы макроэкономических показателей одним из направлений является совершенствование методологии и практики построения индексов производства.

В этой связи планируется проведение методологических разработок в области построения индексов-дефляторов, в частности, индексов цен производителей на товары, направляемые не только на внутренний рынок, но и на экспорт.

Статистика внутренней и внешней торговли

Совершенствование федеративного устройства страны требует развития методологии и практики проведения статистического наблюдения за социально-экономическим положением регионов Российской Федерации и развитием межрегиональных связей. Показатели статистики межрегиональных товарных потоков служат составляющими характеристики положения в регионах, позволяют оценивать устойчивость, сбалансированность и направленность социально-экономических процессов, протекающих на их территориях.

Дальнейшего совершенствования требует федеральное государственное статистическое наблюдение за реализацией субъектами бюджетного планирования федеральных целевых и ведомственных целевых программ и достижением целевых индикаторов и показателей. Планируется создать информационно-аналитическую систему сбора и обработки статистических данных с использованием современных информационных технологий и последующей организацией хранения итоговой информации по каждой программе в единой базе данных, к которой будет предусмотрен доступ заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в целях принятия ими управленческих решений.

Создание информационно-аналитической системы статистики внешней торговли на основе данных таможенной статистики, статистики внешней торговли с Республикой Белоруссия, Банка России и Статистического управления Европейских сообществ позволит оперативно получать, обрабатывать и формировать данные статистики внешней торговли по товарам и странам, субъектам Российской Федерации, сократить сроки подготовки итоговой информации при формировании информационно-справочных материалов для их официального опубликования, повысить качество официальной статистической информации по внешней торговле.

Развитие электронной торговли требует принятия новых решений в области статистического наблюдения, актуальность которых подтверждается международными статистическими организациями. Обобщение международного опыта в этой области позволит разработать систему показателей и методологию статистического наблюдения для формирования официальной статистической информации об объемах электронной торговли.

Статистика сельского хозяйства

Одним из основных направлений совершенствования статистического наблюдения в сельском хозяйстве является применение на практике комбинированного метода статистического наблюдения, сочетающего периодическое проведение всероссийских сельскохозяйственных переписей и выборочных обследований.

На основе генеральных совокупностей сельскохозяйственных производителей индивидуального сектора (крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, личные подсобные хозяйства, садоводческие и огороднические некоммерческие объединения граждан), создаваемых с использованием информационного массива Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, предусматривается развитие и совершенствование системы статистического наблюдения в сельском хозяйстве.

В этих целях намечается разработать методологию и программу выборочного наблюдения за сельхозпроизводителями с учетом международной практики, а также алгоритмы формирования выборочных совокупностей и распространения их данных на генеральные совокупности.

Для обеспечения достоверности статистической информации, касающейся сельского хозяйства, в международной практике применяются методы дистанционного зондирования. В связи с этим предусматривается разработать методологические рекомендации по использованию в статистической практике космического мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

На основе рекомендаций международных статистических организаций будет осуществлен системный анализ развития сельских районов, для чего планируется разработка концепции статистического наблюдения за развитием сельских территорий. Обобщение опыта статистического наблюдения за развитием сельских районов в странах Евросоюза позволит разработать гармонизированную систему статистических показателей, характеризующую процесс развития сельских территорий.

Статистика природных ресурсов и охраны окружающей среды

В целях повышения качества статистической информации об экологическом состоянии Российской Федерации и обеспеченности ее основными природными ресурсами необходимо совместно с федеральными органами исполнительной власти продолжать работу по совершенствованию статистического наблюдения за использованием и воспроизводством природных ресурсов и охраной окружающей среды по следующим основным направлениям:
актуализация системы статистических показателей и методологии их построения для выполнения международных информационных обязательств по вопросам экологии;
совершенствование статистического наблюдения за расходами, связанными с охраной окружающей среды, на основе использования методологических подходов к учету природоохранных затрат, разработанных Статистическим управлением Европейских сообществ совместно с Организацией экономического сотрудничества и развития.

Проведение указанных работ потребует изучения методологических разработок международных организаций и проведения пилотных обследований по вопросам охраны окружающей среды и природных ресурсов.

Статистика строительства

В настоящее время назрела необходимость получения объективных характеристик процессов, происходящих в строительстве, которая обусловливает важность создания системы статистического наблюдения за строительной деятельностью.

В связи с этим основными направлениями совершенствования показателей статистики строительства являются получение агрегированных статистических данных об объеме строительных работ на основе учета строительной продукции по укрупненным видам, создание методологии расчета индекса физического объема продукции строительства на основе показателей в натуральном выражении и расчета индексов цен в строительстве методом составляющих компонентов в соответствии с международными стандартами.

Планируется дальнейшая работа по совершенствованию статистического наблюдения за объектами строительства на основе выданных разрешений на строительство, как это принято в международной практике, с целью расширения информационной базы и совершенствования механизма учета вводимых объектов.

Эта работа предполагает получение отчетности от органов, выдающих разрешения на строительство объектов и осуществляющих их приемку, что позволит отслеживать строительство объектов с момента выдачи разрешения до его завершения и оформления готовности в установленном порядке, иметь информацию о состоянии объектов незавершенного строительства, получать технические характеристики строящегося жилья.

Статистика информационного общества

В условиях перехода страны к информационному обществу, характеризующемуся ускоренным развитием и широким распространением информационно-коммуникационных технологий, возникает потребность в создании системы статистического обеспечения принятия управленческих решений для выработки государственной политики в этой области.

В настоящее время различные аспекты информатизации рассматриваются в рамках нескольких направлений статистики, при этом разнообразие используемых методологических подходов не позволяет обеспечить целостную характеристику процессов формирования и развития информационного общества в России.

В основу статистического исследования информатизации должен быть положен системный подход к изучению явлений и процессов, связанных с развитием и распространением информационно-коммуникационных технологий. Один из основных принципов такого подхода состоит в том, что информационное общество должно рассматриваться как целостный объект статистического наблюдения. Это предполагает разработку концепции и практическую реализацию статистического мониторинга, охватывающего все аспекты деятельности, связанной как с производством и распространением продуктов и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, так и с их использованием в экономике и других сферах общественной жизни.

Статистика инноваций

Адекватное статистическое отражение явлений и процессов в сфере инноваций становится возможным лишь при постоянном совершенствовании системы статистического наблюдения. В связи с этим предполагается обеспечить развитие статистики инноваций в следующих направлениях:
актуализация программы статистического наблюдения за инновациями в соответствии с международными стандартами;
проведение очередных раундов европейских обследований инновационной деятельности;
разработка методологических подходов к статистическому анализу инновационных кластеров, включая анализ их развития (в частности, особых экономических зон и наукоградов), выявление территорий, обладающих научно-техническим и инновационным потенциалом выхода на мировые рынки наукоемкой продукции;
разработка методологии и организация статистического наблюдения за производством и реализацией высокотехнологичной продукции, включая экспорт.

Статистика непрерывного образования

Становление в России экономики, основанной на знаниях, задает качественно новые требования к уровню подготовки кадров по перспективным направлениям и специальностям.

Кроме того, необходимы постоянное совершенствование и актуализация навыков работников в соответствии с меняющимися потребностями социально-экономического и технологического развития. Расширение участия населения в непрерывном образовании призвано содействовать обеспечению возможностей для адаптации их на рынке труда и в конечном счете обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния общества.

В связи с этим встает вопрос о разработке методологии и организации комплексного статистического мониторинга непрерывного образования в его различных проявлениях (формальное, неформальное, информальное образование) и институциональных формах.

Статистика туризма

Одной из задач создания в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса является формирование статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны. Конечной целью является построение на систематической основе сателлитных счетов туризма, являющихся единственным инструментом определения его экономического мультипликативного эффекта.

В рамках этой деятельности будут разработаны:
система статистических показателей, обеспечивающих комплексную характеристику развития туризма, и рекомендации по их внедрению в статистическую практику;
методологические подходы к организации проведения статистического наблюдения в области туризма в соответствии с рекомендациями Всемирной торговой организации.

Развитие системы экономико-статистических классификаций в информационной системе государственной статистики

В целях развития системы общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, служащей важным инструментом для систематизации, агрегирования и формализованного представления статистической информации по наиболее значимым процессам, происходящим в экономике и социальной сфере, предстоит решить следующие задачи:
разработка новых и совершенствование действующих общероссийских классификаторов;
совершенствование механизмов применения общероссийских классификаторов в российской экономике;
гармонизация общероссийских классификаторов с международными экономическими классификациями.

Будет внедряться новый общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, позволяющий осуществлять сравнение информации о производстве, продаже, экспорте, импорте и потреблении продукции методом товарных потоков и проводить статистические сопоставления на международном и национальном уровнях.

Для проведения анализа состояния и развития видов экономической деятельности предусматривается разработать на основе внедрения системы национальных счетов классификаторы: инвестиционных, промежуточных и потребительских товаров; услуг во внешнеэкономической деятельности; непроизведенных активов; финансовых активов; запасов материальных оборотных средств; ценностей.

Также предстоит разработка новых версий общероссийских классификаторов: видов экономической деятельности; органов государственной власти и управления; экономических регионов; полезных ископаемых и подземных вод; территорий муниципальных образований; основных фондов; занятий.

Второй блок мероприятий направлен на минимизацию информационной нагрузки на респондентов на основе применения современных методов статистического наблюдения (задача № 2).

Для обеспечения эффективности государственного управления и регулирования необходимо дальнейшее развитие информационных статистических ресурсов с учетом организации федеральных государственных статистических наблюдений при оптимальном сочетании периодического проведения всероссийских переписей хозяйствующих субъектов и населения и выборочных статистических наблюдений.

Одним из важнейших условий формирования статистических информационных ресурсов является обеспечение целостности данных на всех уровнях обработки и передачи информации.

Широкое внедрение выборочных статистических наблюдений является важным аспектом дальнейшего развития статистики, обеспечивающим сокращение затрат и сроков на проведение статистических работ и уменьшение информационной нагрузки на респондентов.

Метод выборочного статистического наблюдения является основным при проведении периодических статистических наблюдений за населением и субъектами малого предпринимательства в большинстве стран мира и широко используется российской статистикой.

Одной из крупнейших работ в этой области станет создание на базе территориальной выборки многоцелевого назначения, основанной на информационном массиве Всероссийской переписи населения 2002 года, выборочных совокупностей, отражающих современную структуру населения, его социально-экономическое и демографическое состояние.

Применение метода выборочного статистического наблюдения, основанного на принципах вероятностного отбора, позволяет сделать научно обоснованные выводы обо всей исследуемой совокупности, осуществляя при этом статистический контроль за точностью и достоверностью полученных результатов.

Такие наблюдения будут проводиться во всех секторах экономики, а в 2011 году их количество увеличится по сравнению с 2005 годом на 15 - 20 процентов.

В этой связи организация и проведение федеральных государственных статистических наблюдений будут базироваться на единой информационной основе, сформированной в рамках статистического регистра.

Расширение практики использования административных данных органов государственной власти для ведения указанного регистра позволит сформировать единую информационную основу для проведения федеральных государственных статистических наблюдений и поддерживать актуальность государственных статистических ресурсов без непосредственного участия хозяйствующих субъектов, подлежащих статистическому наблюдению, исключить дублирование информации различных министерств и ведомств, снизить материальные и трудовые затраты на создание и ведение государственных информационных ресурсов.

Происходящие в стране экономические процессы и реализация административной реформы делают актуальной для российской статистики организацию статистического наблюдения за деятельностью национальных, транснациональных корпораций, холдингов и других крупных объединений предприятий с использованием информационных возможностей статистического регистра.

Учитывая тенденции развития рыночных отношений, ослабление административных барьеров для предпринимательской деятельности, а также задачу снижения нагрузки на отчитывающиеся организации, актуальной является разработка принципиально новых методологических подходов к организации статистического учета единиц наблюдения в статистическом регистре.

В частности, существует объективная необходимость разработки и формирования на базе статистического регистра единой совокупности хозяйствующих субъектов с использованием новых критериев определения единиц статистического наблюдения, не являющихся респондентами в привычном для нас понимании, а также отражения в регистре финансовых связей объектов.

Третий блок объединяет мероприятия, направленные на интеграцию и гармонизацию статистических информационных ресурсов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти (задача № 3).

На современном этапе назрела необходимость создания путем интеграции статистических информационных ресурсов в масштабах государства единой системы информационно-статистического обеспечения органов государственной власти, позволяющей своевременно получать достоверные и полные показатели макроэкономической статистики для эффективного их использования при принятии управленческих решений и прогнозировании во всех сферах, включая анализ состояния и динамики развития национальной экономики, демографической и социальной ситуации.

В процессе формирования государственного интегрированного статистического ресурса определяющее значение имеет организация межведомственного обмена статистическими данными на основе использования общей методологии и с учетом решений по обеспечению электронного межведомственного взаимодействия в соответствии со стандартами архитектуры электронного правительства, формируемыми Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации.

Для создания государственного интегрированного статистического ресурса необходимо обязательное использование единой методологии и общероссийских классификаторов, а также принятие ряда нормативных правовых актов и проведение проектно-технических и технологических работ, обеспечивающих организацию межведомственного информационного взаимодействия. При этом требуется:
разработка единых методических стандартов формирования информационных статистических ресурсов, обеспечивающих доступ к ресурсам и возможность проведения комплексного анализа;
формирование стандартов представления и обмена статистическими данными с учетом использования международного стандарта SDMX;
обеспечение технологической и технической совместимости ведомственных информационных систем.

Это создаст основу для эффективного информационного взаимодействия органов государственной власти в части формирования, использования и развития государственного интегрированного статистического ресурса.

Четвертый блок мероприятий направлен на модернизацию системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации органов государственной статистики на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий (задача № 4).

Для эффективной работы системы государственной статистики необходимо четко определять, как должна выстраиваться организация статистических работ, на каких принципах, при каком наборе решаемых задач она будет наиболее адекватно отвечать предъявляемым требованиям. Требуется установление однородности и взаимосвязи изучаемых явлений, определение закономерностей в их изменении, представление их в виде комплекса целевых задач, лежащих в основе функционального обеспечения создаваемых систем. Это важно при создании любых статистических систем и особенно при организации и реорганизации систем государственной статистики как наиболее масштабных и многомерных. Поэтому огромное значение приобретает модернизация системы сбора, обработки, хранения и распространения статистической информации на основе применения современных информационных технологий и телекоммуникационных систем с использованием высокоскоростных цифровых каналов связи и хранилищ данных большой емкости, что создает основу для формирования баз микроданных. Использование интернет-технологий и геоинформационных систем обеспечит переход на качественно новый уровень обслуживания, включая оперативный доступ к статистическим данным, и расширение числа пользователей.

При этом планируется ускоренное создание новой информационной инфраструктуры органов государственной статистики путем их масштабного переоснащения современными техническими и программными средствами с автоматизацией рабочих мест специалистов на основе новых технологических решений. Основными направлениями совершенствования статистических информационных ресурсов станут развитие сетевой и вычислительной инфраструктур государственной статистики, информационной технологии сбора, формирования, хранения и распространения статистических данных, интегрированной технологии статистики и анализа, а также обучение специалистов и технического персонала.

Пятый блок мероприятий направлен на развитие системы обратной связи с респондентами и пользователями статистической информации (задача № 5).

Институциональное развитие Федеральной службы государственной статистики в соответствии с международными стандартами в области статистики является ключевым фактором обеспечения эффективного распространения статистической информации, создания потенциала, необходимого для удовлетворения потребностей всех групп пользователей. В свою очередь, доступность статистических данных является важнейшим условием эффективной реализации структурных реформ и мониторинга последствий структурных и институциональных преобразований всеми заинтересованными сторонами.

В пересмотре нуждается порядок предоставления статистических данных органам государственной власти и другим заинтересованным пользователям.

Увеличение количества статистических показателей и запросов на статистическую информацию со стороны пользователей, совершенствование программных средств электронной обработки и хранения данных, а также повышение требований к достоверности распространяемой статистической информации обусловливают необходимость совершенствования административного потенциала Федеральной службы государственной статистики, установления диалога с пользователями статистических данных.

Достоверность официальной статистической информации напрямую зависит от ответственности респондентов за предоставление статистических данных. Гарантией доверия респондентов к органам государственной статистики должна быть конфиденциальность данных, предоставленных ими для формирования официальной статистики. Респонденты должны быть уверены в том, что эти данные не будут использованы в других целях.

Вместе с тем каждый респондент заинтересован в получении сводной и рейтинговой информации, необходимой для определения своей роли в производственном процессе, поэтому задачей органов государственной статистики является предоставление этой информации.

Создание канала обратной связи с пользователями статистической информации в процессе информационного взаимодействия позволит Федеральной службе государственной статистики оценить степень востребованности статистических данных, выработать новые подходы к распространению статистической информации, разработать регламентные документы, регулирующие доступ к статистическим информационным ресурсам. Предстоит создание новой структуры управления системой распространения статистических данных на федеральном и региональном уровнях, соответствующей практике мирового сообщества, осуществление разработки инструментов, позволяющих удовлетворить запросы различных групп пользователей.

Создание этой системы с применением высокопроизводительных вычислительных и телекоммуникационных средств позволит более эффективно использовать статистические ресурсы в интересах общества и государства для подготовки качественных официальных статистических публикаций с целью максимального удовлетворения потребностей пользователей статистики.

Материалы из архива

2007-05-21
Целевые программы: итоги первого квартала (Волгоградская область)
Источник: Официальный сайт администрации Волгоградской области
352,6 млн. рублей направлено в первом квартале текущего года на реализацию федеральных целевых программ на территории Волгоградской области.

2008-05-06
Зубков утвердил положение об использовании системы ГЛОНАСС
Источник: ИА "Росбалт"
Премьер-министр РФ Виктор Зубков утвердил 5 мая положение о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

2007-09-17
Космические аппараты на службе науке
Источник: Деловая газета "Взгляд"
Обзор перспективных российских научных КА

2008-12-15
Целевая программная экономия
Источник: газета "Коммерсант"
Бюджет-2009 укрепят сотнями миллиардов неизрасходованных в 2008 году рублей

2008-08-25
Правительство РФ утвердило ФЦП повышения эффективности и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг общей стоимостью 61,831 млрд руб
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство РФ утвердило постановлением от 12 августа N606 федеральную целевую программу /ФЦП/ "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах".

2007-12-06
Минэкономразвития РФ считает эффективной работу госзаказчиков 9 федеральных целевых программ, удовлетворительной - 30 и низкоэффективной - 6 программ
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Минэкономразвития РФ считает эффективной работу государственных заказчиков 9 федеральных целевых программ /ФЦП/, удовлетворительной - 30 программ и низкоэффективной - 6 программ.