Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2004 год

Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1394. Государственным заказчиком является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации; ответственным за реализацию программы - Департамент территориального развития Минэкономразвития России. Срок реализации программы – 2000-2014 годы, 1-ый этап – 2000-2003 годы; 2-ой этап – 2004-2008 годы; 3-ий этап – 2009-2014 годы.

Основные цели программы: обеспечение проведения реформы местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального законодательства, формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию программы было предусмотрено 10,0 млн. рублей по направлению "прочие нужды".

Основными задачами программы на 2004 год являются:
1. Подготовка модельных законов субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления и модельных муниципальных правовых актов, проведение их юридической экспертизы.
2. Внедрение рекомендаций по реализации требований новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к формированию территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления.
3. Подготовка рекомендаций по комплексной оценке социально-экономического развития муниципальных образований, включая разработку показателей сводного финансового баланса территории, концепции, технического задания и технического проекта информационно-аналитической системы поддержки принятия решений по оптимизации распределения средств фондов финансовой поддержки и развития муниципальных образований.
4. Внедрение рекомендаций по управлению муниципальным хозяйством и местными финансами.
5. Внедрение рекомендаций по созданию программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований в условиях разграничения вопросов местного значения, финансовых и материальных средств между муниципальными образованиями.
6. Издание и распространение учебных программ, учебных и методических пособий по специальности «Государственное и муниципальное управление».
7. Публикация результатов работ по реализации мероприятий федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

В соответствии с задачами в ходе выполнения работ получены следующие результаты.

Разработаны модельные законы субъектов Российской Федерации о порядке создания, преобразования, упразднения муниципальных образований, установления их границ и наименований; разработаны модельные муниципальные правовые акты о публичных слушаниях, о порядке проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, о бюджетном процессе в муниципальном образовании, о порядке разработки и принятия планов и программ развития муниципального образования,о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, о порядке участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества, о муниципальном заказе.

Разработан Контракт с главой местной администрации.

В части территориальной организации местного самоуправления:
в соответствии с законодательными критериями построения территориальной организации местного самоуправления подготовлены материалы для разработки проектов законов пилотных субъектов РФ об установлении территорий муниципальных образований и наделении их соответствующими статусами поселений, муниципальных районов, городских округов (на примере Волгоградской, Ульяновской, Томской областей);
по результатам совместной работы экспертов РНЦГМУ и специалистов администраций пилотных субъектов РФ Законодательным собранием Ульяновской области и Государственной Думой Томской области приняты законы «О муниципальных образованиях Ульяновской области», «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории района Томской области», «О наделении статусом городского округа и установлении границ муниципального образования «Город» Томской области»

В части организации структур органов местного самоуправления:
выполнены расчеты сложности работ в сфере муниципального управления для служащих органов местного самоуправления муниципальных образований пилотных субъектов РФ (Ульяновская, Томская области);
предложены примерные структуры администраций муниципальных образований пилотных субъектов РФ;
подготовлены должностные регламенты для трех структурных подразделений администраций муниципальных образований.

1. Разработана единая система целевых и функциональных показателей социально-экономического развития муниципальных образований с учетом причинно-следственных связей.
2. Разработана методика комплексной оценки и прогноза социально-экономического развития муниципальных образований.
3. Разработана система моделей развития муниципальных образований на базе межотраслевых балансов и регрессионно-поисковых методов и алгоритмы, используемые при выравнивании бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
4. Разработана концепция, техническое задание и эскизный проект информационно-аналитической системы поддержки принятия решений по оптимизации распределения средств фондов финансовой поддержки и развития муниципальных образований.
5. Разработана концепция информационно-аналитической системы поддержки принятия решений по управлению стратегией социально-экономического развития муниципального образования

В части управления муниципальным имуществом и муниципальными образованиями (на примере Томской и Ульяновской областей);
собраны и проанализированы исходные данные по составу имущества и муниципальных образований пилотных субъектов Российской Федерации;
подготовлены предложения по разграничению имущества между муниципальными районами и поселениями пилотных муниципальных образований;
проведена инвентаризация муниципальных организаций (предприятий и учреждений), подготовлены предложения по разграничению их между уровнями публичной власти, перепрофилированию, отчуждению или сохранению в существующей организационно-правовой форме имущественных комплексов;
разработаны предложения по совершенствованию действующих положений о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом в муниципальных районах пилотных субъектов Российской Федерации и рекомендации по подготовке новых положений во вновь создаваемых муниципальных образованиях;
разработаны предложения по оптимизации системы управления ЖКХ в муниципальных образованиях пилотных субъектов Российской Федерации и даны рекомендации по созданию неоходимых условий для реализации разработанных предложений по повышению эффективности управления ЖКХ;
разработаны рекомендации по созданию управляющих компаний, специализирующихся в области управления природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, включая рекомендации по управлению муниципальными землями, муниципальными (городскими) лесами, замкнутыми водоемами, находящимися в муниципальной собственности и примерное положение о муниципальной управляющей компании по управлению имущественно-земельным комплексом муниципального образования и рекомендации о развитии земельного рынка в системе «муниципальные образования - субъект Российской Федерации» на примере пилотных субъектов Российской Федерации.

В части управления местными финансами:
проведен экспресс-анализ бюджетов муниципальных образований (на примере Томской области);
разработана концепция межбюджетных отношений в системе «субъект Федерации – муниципальный район (городской округ) – поселение»;
разработано примерное положение о бюджетном процессе на муниципальном уровне в пилотных субъектах РФ;
- разработана и продемонстрирована технология определения бюджетной обеспеченности вновь создаваемых муниципальных образований.

1. Сформированы системы критериев и подбор пилотных муниципальных образований в регионах России, готовых обеспечить правовые условия и организационную поддержку эксперементального внедрения «Рекомендаций».
2. Проведена адаптация «Рекомендаций» к реальным условиям внедрения, разработаны планы-графики работ и заключены соответствующие соглашения.
3. Сформированы в пилотных муниципальных образованиях рабочие группы по разработке проектов программ комплексного социально-экономического развития и механизма их реализации. 4. Проведено научно-методическое и консультационное обеспечение разработки проектов программ комплексного социально-экономического развития и механизмов их реализации в пилотных муниципальных образованиях в соответствии с «Рекомендациями» (аналитическая записка).
5. Осуществлено обобщение результатов работ и корректировка «Рекомендаций» по результатам эксперементального внедрения (аналитическая записка).
6. Представлены проекты программных мероприятий пилотных муниципальных образований.
7. Откорректированы и представлены переработанные по результатам эксперементального внедрения «Рекомендации».

Подготовлены и изданы следующие методические пособия:
«Регулирование вопросов организации местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами»;
«Реализация требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к формированию территориальной и организационной основ местного самоуправления»;
«Оценка финансового и социально-экономического развития муниципальных образований и основы распределения средств финансовой помощи местным бюджетам»;
«Управление муниципальным хозяйством и местными финансами»;
«Участие населения в осуществлении местного самоуправления».

Изданы учебно-методические пособия по специальности «Государственное и муниципальное управление»:
рыночные методы управления ЖКХ,
основы государственного и муниципального управления недвижимостью,
технологии социального партнерства в стратегическом развитии муниципального образования,
разработка стратегического выбора в муниципальном образовании.

Подготовлена и опубликована в научно-практическом журнале «Муниципальная власть» (№№ 4-6) серия материалов в сфере местного самоуправления, освещающих ход реформы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и предлагающих заинтересованным специалистам органов государственной власти и органов местного самоуправления рекомендации по внедрению данного закона в практическую деятельность муниципальных образований.

Организована и проведена Вторая общероссийская конференция: «Реализация законодательства о местном самоуправлении в субъектах Российской Федерации: первый опыт и перспективы».

Организован и проведен IV Российский муниципальных форум «Развитие института местного самоуправления в новых законодательных условиях», IV Российский конкурс образовательных программ и методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для муниципального управления.

Собрана, обобщена и подготовлена информация по реализации мероприятий Федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации полномочий местного самоуправления.

Подготовлены и опубликованы материалы по реализации мероприятий ФЦП в периодической научно-методическом и практическом издании – журнале «Муниципальная власть» №№ 1-6 за 2004 год тиражом соответственно 1800, 1700, 1700, 1700, 1900, 1700 экземпляров каждый.

Обеспечено распространение изданных номеров журнала «Муниципальная власть» среди органов местного самоуправления, органов государственной власти, образовательных, научных и консалтинговых организаций, муниципальных и государственных библиотек и других заинтересованных организаций и лиц. Журнал «Муниципальная власть» разослан участникам Второй Общероссийской научно-практической конференции «Реализация законодательства о местном самоуправлении в субъектах Российской Федерации: опыт и перспективы», а также участникам IV Российского муниципального форума «Развитие института местного самоуправления в новых законодательных условиях».

В 2004 году на реализацию мероприятий Программы из федерального бюджета по направлению «государственное и муниципальное управление» было выделено 10 млн. рублей. Результаты проведенных мероприятий адресованы всем субъектам Российской Федерации. Затраты произведены в соответствии с суммой, предусмотренной федеральным бюджетом. Внебюджетные средства не привлекались.

Выполненные мероприятия полностью соответствуют поставленным задачам. Разработана методическая база для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по реализации положений новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», т.е. создана основа для оптимизации территорий муниципальных образований, структур органов местного самоуправления, повышения эффективности управления муниципальным хозяйством, местными финансами, что должно способствовать повышению качества жизни населения и снижению затрат средств бюджетной системы.

Программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2003 г. № 201 (в установленном порядке).

9 октября 2003 г. был проведен открытый конкурс на выполнение работ (оказание услуг) по мероприятиям программы, но, учитывая, что в 2004 году предстояло продолжение начатых работ и в соответствии с п. 30 «в» Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305, решено согласовать размещение заказов у организаций, победивших конкурс в 2003 г. В связи с этим заключены государственные контракты со следующими организациями:
Конгресс муниципальных образований Российской Федерации;
Федеральное государственное научное учреждение "Российский научный центр государственного и муниципального управления";
Общество с ограниченной ответственностью «Комплексное планирование и учет ресурсов систем»;
Негосударственное научное учреждение «Учебно-научный центр государственного и муниципального управления».

Управление программой осуществляется Департаментом территориального развития и дирекцией программы. В процессе выполнения мероприятий осуществляется текущий контроль за их проведением. До приемки отчеты были направлены на рецензирование в сторонние организации и профильные структурные подразделения Минэкономразвития России, а также была проведена экспертиза отчетов исполнителей программы Ассоциацией «Муниципальное экономическое развитие».

В 2005 году и последующих годах предусматривается привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, для чего в настоящее время заключаются соглашения между дирекцией программы и пилотными регионами и муниципалитетами, а также средств международных организаций (проекты ТАСИС, Евразия, Международный республиканский институт, Международный банк реконструкции и развития). Для повышения эффективности программных мероприятий на стадии внедрения предлагается совместная работа исполнителей, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, очный и дистанционный консалтинг.

Материалы из архива

2007-07-10
Минобороны и военная прокуратура отработали контракт
Источник: газета "Коммерсант"
Преступления среди военнослужащих-контрактников могут увеличить армейский бюджет

2007-12-06
Минэкономразвития РФ считает эффективной работу госзаказчиков 9 федеральных целевых программ, удовлетворительной - 30 и низкоэффективной - 6 программ
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Минэкономразвития РФ считает эффективной работу государственных заказчиков 9 федеральных целевых программ /ФЦП/, удовлетворительной - 30 программ и низкоэффективной - 6 программ.

2007-12-13
«Пока это лозунги»
Источник: газета "Коммерсант"
Участники госкомиссии усомнились в ФЦП

2007-08-08
Министр регионального развития Владимир Яковлев считает, что регионы неактивно участвуют в ФЦП "Жилище"
Источник: РИА "Новости"
Российские регионы неактивно участвуют в подпрограммах федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище», что тормозит развитие жилищного строительства, отметил в среду министр регионального развития Владимир Яковлев на всероссийском совещании с субъектами России.

2007-09-17
Космические аппараты на службе науке
Источник: Деловая газета "Взгляд"
Обзор перспективных российских научных КА

2007-10-04
Набиуллина предлагает повысить ответственность министерств за ФЦП
Источник: РИА "Новости"
Отраслевые министерства должны нести более серьезную ответственность за выполнение федеральных целевых программ (ФЦП), заявила в четверг глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина.