Федеральные целевые программы России

Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также за счет внебюджетных источников.

Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год.

Финансирование мероприятий Программы из средств федерального бюджета ведется по статьям "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", "Государственные капитальные вложения" и "Прочие расходы".

Реконструкция и техническое перевооружение объектов государственных научных центров, организаций и создаваемых в авиационной промышленности корпораций в соответствии с разрабатываемой проектно-сметной документацией выполняются за счет государственных капитальных вложений.

Основные затраты по статье "Прочие расходы" будут направлены на организационно-техническое обеспечение Программы: на маркетинговые исследования, рекламную деятельность и страхование рисков на этапе продвижения продукции на рынок, создание систем управления качеством продукции, внедрение систем управления производством на базе информационных технологий и на проведение различных экспертиз проектов.

Ежегодные расходы на реализацию мероприятий в 2011 - 2015 годах будут определены в 2008 году по итогам реализации Программы в 2006 - 2008 годах. Объемы и структура ежегодных затрат будут определяться с учетом анализа выполненных работ и приоритетов Программы. Так, в частности, в рамках реализации группы мероприятий "Перспективная авиационная техника" в 2008 - 2009 годах будут определены перспективы развития программ глубокой модернизации самолетов Ту-204 и Ил-96, а также уточнены направления развития семейства самолетов RRJ. На основании анализа результатов реализации группы мероприятий "Поддержка международного кооперационного сотрудничества" будут уточнены приоритеты создания и развития научных и технологических центров, ориентированных на расширение кооперационных программ. Концепция создания перспективной авиационной техники, которая будет сформирована в 2007 году, позволит разработать подробный план создания и продвижения на рынок авиационной техники нового поколения, уточнить потребности в финансировании проекта. По результатам осуществления группы мероприятий "Обновление материально-технической базы и формирование научно-технического задела в сфере авиационных технологий" в 2008 году будут уточнены приоритеты научно-исследовательских работ и модернизации экспериментальной базы авиационной промышленности.

Объем и динамика расходов бюджета на реализацию Программы по отдельным направлениям в соответствии со структурой бюджетной классификации определяются характером и временными рамками реализуемых мероприятий.

Среднегодовой рост объемов бюджетного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет около 9 процентов за период действия Программы. Превышение в 2006 - 2008 годах темпов роста затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы над среднегодовым уровнем вызвано необходимостью концентрации ресурсов для реализации отдельных приоритетных мероприятий, прежде всего, проекта создания нового регионального самолета RRJ.

Проект RRJ, который до 2005 года финансировался исключительно за счет внебюджетных средств (921 млн. рублей), с 2005 года реализуется на основе смешанного (бюджетного и внебюджетного) финансирования в соответствии с государственным контрактом на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию самолета семейства RRJ. Максимальное привлечение бюджетного финансирования в 2007 году обусловлено выходом проекта на наиболее ресурсоемкий этап завершения опытного производства и начала летных и сертификационных испытаний. До завершения бюджетного финансирования проекта RRJ в 2009 году доля внебюджетных средств, направленных на реализацию проекта, существенно превысит долю бюджетного финансирования.

Предлагаемая структура финансирования проекта позволяет свести к минимуму риски неэффективного использования бюджетных средств в результате его научной или технической неготовности.

Интенсивный рост затрат по статье "Прочие расходы" в 2006 - 2009 годах продиктован необходимостью своевременного позиционирования отрасли на значимых направлениях деятельности (реализация мероприятия по поддержке системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники и группы мероприятий "Поддержка международного кооперационного сотрудничества").

На 2006 - 2010 годы объемы государственных капитальных вложений определены на основании проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке в соответствии с заключениями государственной экспертизы, а на 2011 - 2015 годы - на основании обоснований инвестиций, разработанных предприятиями и организациями, и подлежат уточнению по годам в соответствии с разрабатываемой проектно-сметной документацией.

Рост объемов государственных капитальных вложений в 2009 году по сравнению с предыдущим 2008 годом на 359 млн. рублей вызван завершением на большинстве объектов строительных работ и необходимостью приобретения и монтажа в 2009 - 2010 годах дорогостоящего и высокотехнологического оборудования. Рост объемов государственных капитальных вложений связан с развитием федерального государственного унитарного предприятия "Летно-исследовательский институт им. М.М.Громова", федерального государственного унитарного предприятия "Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е.Жуковского" и федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов".

В целом в рамках Программы в 2010 году обеспечивается ввод всех мощностей, предусмотренных ранее утвержденной проектно-сметной документацией.

Рост объемов в 2010 году вызван необходимостью включения в план вновь начинаемых строек финансовых средств в объеме 935 млн. рублей с целью обеспечения выполнения научно-исследовательских работ по мероприятиям Программы.

Финансирование мероприятий осуществляют государственные заказчики Программы - Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации и Федеральное агентство по промышленности. Работы, реализация и финансирование которых возложена на Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, определяются характером решаемых Министерством задач и включены в мероприятие по формированию научного задела, обеспечивающего развитие авиационной техники российского производства.

В 2006 году расходы на реализацию Программы составят 16399,8 млн. рублей, из них 7452,8 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.

В 2007 году расходы на реализацию Программы составят 18829 млн. рублей, из них 11411 млн. рублей за счет средств федерального бюджета.

Привлечение внебюджетных ресурсов для выполнения Программы осуществляется в рамках отдельных проектов.

Общим принципом привлечения внебюджетных ресурсов является снижение доли государственного участия в мероприятиях при снижении внешних рисков. В соответствии с этим принципом предполагается участие государства и частного бизнеса в продвижении на рынок серийной авиационной техники в условиях, когда минимизированы основные конструкторские и производственные риски. Ожидается, что участие в совместном финансировании проектов примут инвестиционные институты как уже участвующие в финансировании российских лизинговых компаний, так и аналогичные новые структуры.

В проектах по доработке и сертификации специализированной авиационной техники доля финансового участия государства может составлять от 20 до 100 процентов. Внебюджетное финансирование таких проектов осуществляют компании-производители авиационной техники, в том числе производители компонентов.

Привлечение внебюджетных средств в создание новых образцов авиационной техники на базе современных технологий будет происходить в рамках партнерства на условиях разделения рисков. В соответствии с мировой практикой объем внебюджетных средств может составлять от 30 до 60 процентов с увеличением доли внебюджетного финансирования по мере снятия технологических рисков проектов. Такая динамика изменения долевого участия государства и бизнеса в новых проектах учтена в рамках мероприятий по созданию новой авиационной техники. Участниками партнерства на условиях разделения рисков являются, прежде всего, иностранные и российские производители компонентов авиационной техники, в том числе двигателей и авионики.

Финансирование рискованных технологических разработок и развитие научно-исследовательской инфраструктуры являются преимущественно сферой ответственности государства, что и отражено в планах финансирования соответствующих программных мероприятий.

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из средств федерального бюджета в последние годы периода действия Программы (2014 - 2015 годы) обусловлено тем, что реализация проектов и программ авиационной промышленности носит непрерывный характер и требует соответствующего по объему финансирования работ в том числе и из бюджетных источников.

Динамика долевого участия государства в финансировании мероприятий характеризуется ростом доли бюджетных средств на начальной стадии II этапа реализации Программы с последующим снижением доли государства примерно до 54 процентов. Сохранение достаточно высокого уровня участия государства в финансировании Программы и рост расходов бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы определяются необходимостью формирования научно-технического задела для создания конкурентоспособных образцов авиационной техники после 2015 года.

Материалы из архива