Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2006 год

Цель программы: принципиальное изменение стратегической конкурентной позиции гражданского сектора авиационной промышленности России, заключающееся в создании на его базе нового мирового центра авиастроения и завоевании к 2015 году не менее 5 процентов мирового рынка продаж гражданской авиационной техники (включая внутренний и внешний рынки). Реализация мероприятий программы позволит обеспечить ежегодные продажи магистральных и региональных самолетов российского производства к 2015 году в объеме 65 - 85 единиц.

Основные задачи программы: обеспечение конкурентоспособности гражданской авиационной техники российского производства; создание эффективных систем продаж и технического обслуживания, обеспечивающих рост доходов организаций авиационной промышленности, а также расширение поставок на внутренний рынок и на экспорт; реализация потенциала российской авиационной промышленности как головного разработчика и производителя востребованной на мировом рынке гражданской авиационной техники; преодоление технологического отставания российской авиационной промышленности, обеспечение ее эффективного участия в международной технологической интеграции; формирование научно-технического задела в области летательных аппаратов, двигателей, авионики, авиационных агрегатов и систем для обеспечения конкурентоспособности авиационной промышленности после 2015 года; создание современной научно-исследовательской инфраструктуры организаций авиационной промышленности России для обеспечения передового уровня научных разработок и технологий, в том числе поставляемых на мировой рынок.

Объем финансирования в 2006 году за счет средств федерального бюджета составляет 7 452,80 млн. рублей (ГКВ – 202,80 млн. рублей; НИОКР – 5 955,00 млн. рублей; "прочие нужды" – 1 295,00 млн. рублей).

Ключевые мероприятия в 2006 году: реализация этапа проекта создания регионального самолета RRJ (изготовление первых образцов для летных и статических испытаний); доработка и международная сертификация самолета Бе-200 (рабочая конструкторская документация по модификациям, опытные образцы); реализация НИОКР по проектам самолетов Ил-96-400Т/М, Ту-204-300 и вертолетов Ми-38, Ка-62, по развитию семейства самолетов Ан-124; формирование научного задела по основным направлениям авиационной науки: аэродинамике и прочности, авиационным материалам и технологиям, авиационным двигателям и бортовому радиоэлектронному оборудованию; развитие экспериментальной базы научных центров ФГУП "ЦАГИ имени проф. Н.Е.Жуковского", ФГУП "ЛИИ имени М.М.Громова", ФГУП "ЦИАМ имени П.И.Баранова", ФГУП ВИАМ, ФГУП "СибНИА имени С.А.Чаплыгина".

Основные итоги реализации программы за 2006 год.

При реализации инвестиционных проектов в 2006 году по обновлению материально-технической базы научно-исследовательских организаций достигнуты следующие результаты.

1. ФГУП "ЛИИ имени М.М. Громова" - введена в эксплуатацию система радиотехнического оборудования (дополнительные сети связи); улучшены технические показатели испытательного аэродрома ФГУП "ЛИИ имени М.М. Громова", обеспечена надлежащая связь при испытательных полетах и улучшена безопасность полетов.

2. ФГУП "СибНИА имени С.А. Чаплыгина" - введен в эксплуатацию блок маслонасосной станции, что позволяет обеспечить проведение прочностных стендовых испытаний новых образцов авиационной техники.

3. ФГУП "ЦАГИ имени проф. Н.Е.Жуковского" - введены в эксплуатацию два трансформатора источника питания главного привода аэродинамической трубы АДТ-106, техническое перевооружение аэродинамической трубы АДТ-106 позволит повысить экспериментальные возможности трубы, увеличить мощность трубы, обеспечить повышение числа Рейнольдса на сверхзвуковых скоростях рабочей части трубы.

4. ФГУП "ВИАМ" - строительство лабораторно-исследовательского корпуса приморского центра климатических испытаний (произведены монтажные работы котельной, систем электроснабжения, отопления и канализации, воздухоснабжения, лифтов, КИП и автоматизации, охранной и пожарной сигнализации).

5. ФГУП "ЦИАМ имени П.И. Баранова" (г. Москва) - введены в эксплуатацию 5 стендов: УН-1, У-6, УВ-16, У-389, У-376. Техническое перевооружение стендов обеспечит сокращение времени экспериментов, повышение информативности испытаний, сокращение риска разрушения испытуемых образцов двигателей и их агрегатов.

6. ФГУП "ЦИАМ имени П.И. Баранова" (г. Лыткарино, Московская область) - введена в эксплуатацию система системы трубопроводов выхлопной части испытательных стендов Ц2 и Ц-7Н. Запуск системы позволит обеспечить работу стендов от реконструированной системы оборотного водоснабжения.

В 2006 году выполнен комплекс НИОКР по ключевым проектам развития гражданской авиационной техники, в результате которых получены следующие результаты.

1. "Доработка и международная сертификация самолета Бе-200" - доработан самолет Бе-200ЧС-Е (пожарный), проведены наземные и летные испытания по определению нагруженности элементов конструкции; разработана и представлена в ЕАSA доказательная документация по сертификации самолета Бе-200ЧС-Е (пожарный) с англоязычной кабиной для получения сертификата типа ограниченной категории; завершены сертификационные работы на получение дополнения к сертификату типа самолета Бе-200ЧС на перевозку пассажиров, доказательная документация представлена в Авиарегистр МАК.

2. "Разработка самолета Ил-96-400 Т/М, сертификация двигателя ПС - 90А1" - проведен комплекс работ по разработке конструкторской документации на самолет с экипажем из трех человек; разработана КД на доработку планера под установку ПНК-96-300, установку двигателей ПС-90А1, доработку систем гидравлики, энергоснабжения, кондиционирования, доработку кабины экипажа под ПНК-96-300; разработаны технические задания на самолет с учетом требований заказчиков, на РЛЭ на период проведения испытаний, на эскизный проект размещения ПНК-400 и оборудования кабины, на модернизацию бортового оборудования.

3. "Доработка самолета Ту-204-300 и использование результатов для модернизации семейства самолетов Ту-204/214" - разработана конструкторская документация на модернизацию воздухозаборников самолета в части установки каналов с 5-тислойными звукопоглощающими конструкциями; проведен анализ стендовых и летных акустических испытаний двигателя ПС-90А и самолетов Ту-204/214; разработана конструкторская документация по обеспечению требований АП-25 в части повышения надежности, безопасности полетов, снижения веса конструкции; разработана и согласована с сертификационными центрами доказательная документация в обеспечение требований 4 главы ИКАО и передана в Авиарегистр МАК для получения сертификата годности по шуму на местности.

4. "Доработка вертолета Ми-38" - разработана конструкторская документация на стенды и доработку вертолета для летных испытаний; проведены летные испытания вертолета ОП-1 по результатам доработки вертолета, уточнению нагрузок на узлы и агрегаты; изготовлены агрегаты и системы вертолетов ОП-2 и ОП-3; проведены стендовые испытания узлов, агрегатов и систем вертолета в обеспечении ресурса; выполнены работы по проведению доводочных летных испытаний вертолета ОП-1 в части уточнения нагрузок на узлы и агрегаты; разработан бортовой радиоэлектронный комплекс; осуществлено оформление ЭТП и комплексная отладка комплекта бортового оборудования для вертолета Ми-38.

5. "Разработка вертолета Ка-62" - выпущена рабочая конструкторская документация; разработана электронно-геометрическая модель планера и систем вертолета Ка-62; проведены предварительные расчеты на прочность фюзеляжа и комлевой части лопасти несущего винта, силовых элементов лопасти рулевого винта методом конечного элемента в среде NASTRAN.

6. "Реализация проекта RRJ (SRJ), создание двигателя SaM-146" - выполнен комплекс работ по проектированию и изготовлению первого летного и статического самолета RRJ; изготовлены и подготовлены к стыковке все агрегаты статического самолета; изготовлены основные агрегаты первого летного самолета; проведен комплекс работ по разработке и испытанию ТРДД SaM-146 для семейства российских региональных самолетов; разработана КД на двигатели № 4, 5, 6 в обеспечение испытаний на летающей лаборатории и сертификационных испытаний; разработана КД и изготовлен макет двигателя для испытаний на попадание крупной птицы, проведены испытания на птицестойкость вентилятора; завершены изготовление, сборка и подготовка к испытаниям двигателей №1, 2, 3; начаты испытания двигателей №1 и 2; завершено изготовление партии деталей и узлов контура НД опытного двигателя № 4; завершено строительство испытательного стенда № 27 и работы по созданию первой очереди стенда № 28; завершены создание сборочного комплекса и оснащение и модернизация производства в соответствии с требованиями сертификации.

Выполнен комплекс поисковых и прикладных научно-исследовательских работ, направленных на формирование научно-технического задела авиационной техники российского производства по основным тематическим направлениям:

"Аэродинамика и прочность" - проведены исследования по совершенствованию интегрированного комплекса управления самолетом в части повышения качества, расширения состава выполняемых функций и отработке с участием лётчиков-испытателей; выполнено научно-техническое сопровождение работ по акустической сертификации отечественных самолетов по нормам Главы 4 стандарта ИКАО, проведены работы для получения сертификатов Авиарегистра МАК о соответствии акустических характеристик самолетов семейств ИЛ-96 и Ту-204/214 стандартам ИКАО; выполнен комплекс исследований по формированию технической концепции проекта перспективного БСМС;

"Авиационные материалы и технологии" - Проведены работы по применению в силовых конструкциях композиционных материалов на основе нанотехнологий до 60% от массы конструкции; разработано 39 новых материалов и видов полуфабрикатов, 108 технологических процессов, 32 методики исследований, испытаний и технологии контроля; разработан с использованием метода компьютерного конструирования никелевый фазовостабильный жаропрочный сплав IV поколения ВЖМ-4 для литья турбинных лопаток с монокристаллической структурой; разработаны стекло- и углепластики (ВПС-36, ВКУ-14) на основе полимерного высоко-термостойкого макрогетероциклического связующего марки ИП-5; разработан пористо-волокнистый материал на основе нихрома для звукопоглощающих конструкций (ЗПК), позволяющий: снизить вес панелей на 25-30% и увеличить эффективность звукопоглощения на 50%; разработан директивный технологический процесс изготовления углепластиковых заготовок, лопаток и приклейки титановых оковок;

"Авиационные двигатели" - проведен комплекс работ по созданию перспективного базового ТРДД нового поколения для магистральных самолетов; экспериментально подтверждены основные газотермические и акустические параметры модельных ступеней, электропроводных систем, механизма регулирования направляющих аппаратов компрессора КВД и топливных систем; разработаны фронтовое устройство и проект полномасштабной малоэмиссионной камеры сгорания; выполнен комплекс мероприятий по обоснованию выбора двигателя для БСМС МС-21 и нового многоцелевого транспортного самолета;

"Бортовое радиоэлектронное оборудование" - внедрена в практику работы предприятий перспективная нормативно-техническая документация RTCA, FAA, JAA, SAE, VITA, ASAAC, Eurocontrol; разработаны требования к демонстратору перспективной унифицированной кабины самолетов ГА и определен перечень базовых программно-аппаратных компонентов, образующих платформу интегрированной модульной авионики (ИМА), разработаны наборы типовых структур ИМА, рабочая конструкторская документация и изготовлены опытные образцы радиостанций МВ и АУПС; проведен комплекс исследований по разработке бортовой интегрированной системы обеспечения безопасности полетов гражданских самолетов; разработаны ЭКД для изготовления экспериментальных образцов трехкоординационного оптического локатора "УФ-С", изготовлен и отлажен экспериментальный образец источника "УФ-С" диапазона спектра.

В 2006 году выполнен комплекс мероприятий по организации логистической поддержки и послепродажного обслуживания новой авиационной техники, международного кооперационного сотрудничества, в том числе по приоритетным проектам самолета RRJ и двигателя SAM-146.

Сведения о достижении целевых индикаторов и показателей за 2006 год. Из 8 согласованных целевых индикаторов и показателей достигнуты 6 в полном объеме, в том числе с перевыполнением по индикаторам "Объем продаж финальной продукции" - 110%, "Количество пантентов, получаемых ежегодно отраслевыми ГНЦ и НИИ" - 490%.

Программа нуждается в корректировке в связи с увеличением бюджетных ассигнований в 2006 году (Федеральный закон от 1 декабря 2006г. № 197-ФЗ).

Выводы и предложения.

Основной проблемой при реализации программы в 2006 году явилась неравномерность выполнения программных мероприятий в течение отчетного периода. По итогам 9 месяцев выполнение работ составляло только 24,3 % от запланированных на год, в том числе – финансируемых из внебюджетных источников – 11,7 %. В то же время, по итогам 2006 года освоение бюджетных средств составляет 99,8%; выполнение работ, финансируемых из внебюджетных источников, составляет по разделу "НИОКР" - 97,6% и по разделу "прочие нужды" - 112,4%. Кроме того, государственные контракты по ключевым программным мероприятиям (самолеты Ил-96-400Т/М, Ту-204-300, Ан-124; вертолетам Ми-38, Ка-62) были заключены только после 1 октября 2006 года. В целом, отсутствие равномерного финансирования в течение календарного года и поздние сроки заключения государственных контрактов существенно снижают возможности полноценного выполнения ключевых НИОКР.

По итогам 2006 года отмечается неполное выполнение запланированного объема НИОКР по ключевым программным мероприятиям:
по самолету Бе-200 – заключение Авиарегистра МАК о выдаче дополнения к сертификату типа на перевозку пассажиров ожидается в I полугодии 2007 года;
по самолету RRJ (SSJ) - в связи с изменением конструкции, связанным с доработкой топливной системы и пересмотром весовых характеристик фюзеляжа, изменен график изготовления элементов фюзеляжа, срок завершения сборки летного экземпляра перенесен на III квартал 2007 года; в связи с необходимостью уточнения конструкции топливной системы, системы шасси, окантовок дверей и грузовых отсеков увеличился объем работ по статическому экземпляру, и срок завершения работ перенесен на I квартал 2007 года;
по самолету Ту-204-300 - задержка с получением дополнением к сертификату типа по шуму на местности вызвана ограничениями летных испытаний, получение сертификата ожидается в феврале 2007 года.

По итогам 2006 года не достигнуты запланированные показатели по индикатору "Объем продаж по основным типам в натуральном выражении":
построено и передано в эксплуатацию 5 самолетов Ту-204 против запланированных 10-12 единиц вследствие переноса сроков поставок на 2007 год одного самолета Ту-214 по контракту с ОАО "ФЛК" на внутренний рынок, 4-х самолетов Ту-204 по контракту с ОАО "ИФК" на экспорт;
построен один самолет Бе-200 против запланированных 2-4 единиц вследствие переноса срока поставки самолета для МЧС России на I полугодие 2007 года.

Уменьшение объемов внебюджетного финансирования в 2006 году по разделу "НИОКР" на 161,95 млн. рублей связано с нарушением ЗАО "Евромиль" обязательств по привлечению иностранных инвестиций для финансирования работ ОАО "Московский вертолётный завод имени М.Л. Миля" по проекту "Доработка вертолёта Ми-38" и пересмотром в период подведения итогов конкурса и заключения государственного контракта условий участия в указанном проекте фирмы "Пратт энд Уитни Канада". Со стороны ОАО "МВЗ имени М.Л. Миля" были даны обязательства о привлечении внебюджетных средств в полном объеме в последующий период.

В соответствии со статьей 1261 Федерального закона от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" Правительству Российской Федерации предоставлено право направить до 995,0 млн. рублей на финансирование мероприятий Роспрома по повышению надежности и улучшения эксплуатационных характеристик самолетов с соответствующей корректировкой программы. По предложению Минпромэнерго России дополнительные ассигнования направляются на выполнение НИОКР и мероприятий по доработке самолетов Ил-96-400Т/М и Ту-204/214, с переносом финансирования на 2007 год. Проект корректировки программы готовится к внесению в Правительство Российской Федерации.

В рамках программы в 2006 году средства федерального бюджета выделялись на реализацию шести проектов, срок ввода в действие которых предполагается: 2 объекта – в 2008 году; 2 объекта – в 2009 году; 2 объекта – в 2010 году. По итогам 2006 года все стройки и объекты программы профинансированы в полном объеме, пять предприятий выполнили запланированные на 2006 год работы в полном объеме.

Материалы из архива