Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2005 год

Целями программы являются: обеспечение производства предприятий отечественной авиационной гражданской техники для удовлетворения спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках; переоснащение парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ; поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности.

В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию программы было предусмотрено 3962,2 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 172,2 млн. рублей, НИОКР – 3790,2 млн. рублей.

Задачи реализации программы:
доведение летно-технических характеристик воздушных судов, созданных в 1992 - 2001 годах, до уровня, соответствующего новым международным нормам (по шуму, эмиссии, аэронавигации), и обеспечение их конкурентоспособности. Проведение модификации воздушных судов;
завершение сертификации отечественных воздушных судов нового поколения;
совершенствование законодательной базы авиационной деятельности и приведение ее в соответствие с международными требованиями;
получение международных сертификатов FAA (США), JAA (Европа) и других для отечественных воздушных судов нового поколения;
совершенствование системы реализации и послепродажного обслуживания воздушных судов, внедрение системы обслуживания по техническому состоянию;
создание научно-технического задела для нового поколения гражданских судов.

Основными целями и задачами авиационной промышленности в обеспечение реализации программы в 2005 году были:

по самолетам и вертолетам:
поведение опытно-конструкторских разработок в обеспечение создания новых самолетов: регионального RRJ и ближне-среднего магистрального МС-21;проведение доработок и сертификационных испытаний самолетов типа Ту-204/214, Ил-96-300 и Ил-114 с целью повышения надёжности и подтверждения соответствия требованиям международных стандартов, а также замены установленной на самолёте Ил-96-300 зарубежной навигационной системы на отечественную;
проведение работ в обеспечение международной сертификации самолёта Ту-204-120;
проведение работ в обеспечение перевозки пассажиров на самолёте Бе-200 и его международной сертификации;
продолжение летно-конструкторских и стендовых сертификационных испытаний вертолета Ми-38.

по авиадвигателям: продолжение работ по созданию модификации двигателя ПС-90А (двигателя ПС-90А2) с завершением сертификации его в 2007г., нового двигателя SaM-146 с завершением сертификации его в 2007г.;

по бортовому радиоэлектронному оборудованию (БРЭО): создание современного адаптированного к мировой нормативно-технологической среде БРЭО.

Продолжение работ по реализации "Комплексной программы работ на 2003-2010гг. по проблемам снижения шума, эмиссии и повышения точности навигации отечественных самолетов и вертолетов в обеспечение требований ЕС и ИКАО".

Результаты хода выполнения мероприятий программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года" в 2005 году.

Мероприятия программы по инвестиционным проектам и НИОКР, выполненные в 2005 году, полностью отвечают целям и задачам первого этапа программы.

Фактически освоены в 2005 году средства федерального бюджета и полностью обеспечен ввод мощностей, в том числе:
- на продолжение начатых в 2000 году работ по поддержанию, реконструкции и техническому перевооружению экспериментальной аэродромной базы ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" г. Жуковский, Московской обл. Обеспечен ввод 1 системы стенда экспериментальной аэродромной базы, что позволит обеспечить отработку и испытание изделий гражданской авиационной техники в необходимых объемах;
- на продолжение начатого в 2001 году строительства Геленджикского приморского центра климатических испытаний филиала ФГУП "ВИАМ" г. Геленджик, Красндарского края. Обеспечен ввод научных и лабораторно-исследовательских площадей в объеме 230,0 кв.м.;
- продолжены начатые в 2002 году работы по реконструкции системы оборотного водоснабжения ФГУП "ЦИАМ" им. П.И. Баранова" на площадке в г. Лыткарино, Московской области.

Обеспечен ввод системы оборотного водоснабжения производительностью 10,0 тыс. куб м/час, что позволит приступить к выполнению работ по испытанию современных авиационных двигателей.

Обеспечен ввод электродвигателя компрессора мощностью 32 тыс.КВТ, что позволит значительно расширить возможности испытательных стендов.

Введены после техперевооружения и модернизации 3 стенда, что позволит сократить время экспериментов и увеличить достоверность получаемых результатов.

Реализация указанных проектов направлена на выполнение требуемых объемов исследований по вновь разрабатываемым самолетам, вертолетам, двигателям, проведение их летных испытаний и сертификации.

Введены основные фонды.

Выделенные из федерального бюджета средства освоены полностью.

Наиболее значимым событием 2005 года стало решение Правительства Российской Федерации о начале бюджетного финансирования проекта создания нового регионального самолёта с 2005 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № 2284-р).

Выделение бюджетного финансирования с 2005 года позволило ускорить работы по проекту создания нового регионального самолёта.

Практически по всем НИОКР сроки выполнения, предусмотренные по Программе, соблюдаются.

В 2005 году организациями авиационной промышленности были проведены работы по расширению условий эксплуатации самолёта Бе-103, введению в его конструкцию реверса и сертификации Бе-103 в Китае и Бразилии, проведены работы по созданию лёгкого вертолёта Ми-54 и модификации лёгкого вертолёта Ми-34С – Ми-34АС.

В соответствии с программой указанные работы были проведены организациями авиационной промышленности на коммерческой основе за счёт собственных средств.

По государственным капитальным вложениям программа профинансирована полностью в соответствии с Федеральным бюджетом, что по отношению к плановым цифрам программы составляет 75,2%.

На реализацию инвестиционных проектов привлечено в 2005 году внебюджетных инвестиций или 111,3% от предусмотренного программой объема внебюджетных средств.

В рамках бюджетных ассигнований на ОКР по программе в первую очередь осуществлялось финансирование работ по образцам авиационной техники, в которых в наибольшей степени заинтересован рынок гражданских воздушных судов в России.

Бюджетное финансирование научно-исследовательских работ в рамках программы по созданию научно-технического задела осуществлялось с учетом стоящих перед авиационной промышленностью задач.

Для обеспечения выполнения НИОКР программы организациями-исполнителями привлечено в 2005 году 57,9% от общего объема финансирования НИОКР.

Основные источники внебюджетных инвестиций по НИОКР гражданской авиатехники: собственные средства предприятий; средства российских и зарубежных инвесторов.

Государственными заказчиками программы принимается ряд мер, направленных на увеличение объема привлекаемых внебюджетных средств на реализацию мероприятий программы.

В рамках реструктуризации отрасли идет интенсивный процесс создания интегрированных объединений, включающих разработчика (ОКБ) и производителя (серийное предприятие) как гражданской, так и военной авиационной техники.

Такое объединение позволит привлекать сторонние инвестиции под совместные обязательства разработчика и производителя (корпорации "Туполев", "Ильюшин"), использовать в больших объемах средства, выручаемые серийным предприятием от продаж на экспорт даст возможность ОКБ и серийному предприятию – изготовителю финальной продукции совместно более оперативно отслеживать требования рынка гражданской авиатехники и обеспечить в ближайшие годы существенный рост ее продаж на внутреннем рынке.

В целях развития рынка и увеличения объема продаж предпринимаются также усилия по развитию лизинга гражданской авиатехники.

Федеральным агентством по промышленности и проводилась адресная работа с потенциальными инвесторами по конкретным ОКР, с исполнителями этих ОКР в целях стимулирования поиска и привлечения внебюджетных средств.

Привлечение таких средств в плановом объеме являлось обязательным условием заключения Государственных контрактов на выполнение ОКР по Программе в 2005 году.

В то же время имеется ряд объективных общеэкономических трудностей, сдерживающих привлечение инвестиций в высокотехнологичные сектора экономики страны и, в частности, в авиационную отрасль, преодоление которых возможно только при проведении в стране целенаправленной эффективной политики, ориентированной на создание благоприятного инвестиционного климата, на снижение уровня инфляционных рисков, развитие рынка кредитов, обеспечение привлекательности инвестиций в производственно-техническую сферу и возможности использования кредитов предприятиями высокотехнологичных отраслей. Одной из таких мер могло бы стать предоставление и использование кредитных субсидий, аналогичных предоставляемым авиакомпаниям по постановлению Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. № 466.

В этой связи представляется целесообразным принятие на правительственном уровне решения о предоставлении процентных субсидий под кредиты, привлекаемые для реализации инвестиционных проектов и проектов создания новых образцов авиатехники в авиационной промышленности, и предоставление инвесторам, вкладывающим средства в такие проекты, определенных налоговых и иных льгот.

Качественным критерием эффективности выполнения программы за истекший год является полнота выполнения запланированных на этот год мероприятий.

В 2005 году работы по программе, проведенные исполнителями по государственным контрактам, выполнены полностью, что подтверждается соответствующими актами об их выполнении.

Мероприятия, проведенные в рамках программы в 2005 году, позволяют заложить основу для дальнейшего оживления рынка отечественной гражданской авиационной техники.

Оживлению рынка отечественной авиатехники будут способствовать также меры, предпринятые в 2002-2005 годах. Правительством Российской Федерации (поддержка проектов лизинговых компаний ИФК и ФЛК путем участия государства в их уставных капиталах, решение о субсидировании процентной ставки по лизингу и др.).

Реализация первого этапа программы позволила поддержать научно-технический потенциал ведущих российских центров авиационной науки и технологий (ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ЛИИ и др.), сохранить за Россией место одной их ведущих мировых авиационных держав в области гражданского авиастроения и создать научно-технический задел, обеспечивающий разработку нового регионального RRJ и ближне-среднего магистрального МС-21 самолётов.

В качестве критериев бюджетной эффективности мероприятий программы рассматриваются текущая бюджетная окупаемость ее финансирования в данном году и ожидаемая суммарная бюджетная эффективность реализации первого этапа.

За счет налоговых поступлений по сектору гражданской авиатехники практически полностью окупаются бюджетные средства, выделенные на финансирование программы в 2005 году.

Прогнозная расчетная оценка ожидаемой суммарной бюджетной эффективности программы показывает, что при реализации прогнозируемого (по данным ФАВТ) пессимистического варианта объемов пассажирских перевозок ГА РФ до 2015 г. и соответствующего выпуска российскими предприятиями гражданских воздушных судов (для обеспечения воздушных перевозок) должен иметь место рост годовых налоговых поступлений от продаж всей гражданской авиатехники в 2015 году и от эксплуатации выпускаемых новых пассажирских воздушных судов в ГА РФ (при умеренных годовых налетах самолетов).

Работы по программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года" в 2005 году проводились в соответствии с целями и задачами первого этапа программы. Основными направлениями работ на первом этапе реализации программы (2002 – 2005 гг.) являются:
завершение работ по приоритетным ОКР воздушных судов, начатым до 2002 года, в первую очередь – по ближнемагистральному 102-х местному самолету Ту-334, по самолету-амфибии Бе-200 и его модификациям;
завершение доработок по основным данным до требуемых по ТЗ и модификации гражданских воздушных судов, созданных в предыдущие годы (самолеты Ту-204, Ту-214, Ил-96, Ил-114, вертолеты Ми-26, Ми-171/172 и др.), в соответствии с требованиями авиакомпаний и потребностями российского и мирового рынка воздушных судов, перспективными требованиями ЕС и ИКАО по шуму, экологии и др., проведение их сертификации по международным нормам;
начало работ по созданию самолетов и вертолетов со сроком выхода на рынок в 2007 – 2010 гг., по которым прогнозируется наибольшая потребность рынка гражданской авиатехники на перспективу – ближнесреднего магистрального самолета (БСМС) вместимостью 140-170 пассажиров, семейства региональных самолетов (РС) вместимостью 50 – 95 мест, вертолетов Ми-38 (грузоподъемность до 6т), Ка-62 (грузоподъемность 2т), легкого вертолета Ка-226 (грузоподъемность 1,3т);
доведение летно-технических характеристик воздушных судов, находящихся в эксплуатации, до уровня, соответствующего новым международным нормам (по шуму, эмиссии, аэронавигации) и обеспечение их эксплуатационной конкурентоспособности в сравнении с зарубежными аналогами;
создание ряда отечественных авиационных двигателей, не уступающих по характеристикам мировым образцам, нового поколения бортовой авиатехники и оборудования;
создание научно-технического задела для нового поколения воздушных судов первой четверти XXI века.

По итогам 2005 года программа профинансирована из федерального бюджета по отношению к плановым цифрам бюджета – на 100%, по отношению к плановым цифрам программы – на 98,6%.

Предусмотренные государственными контрактами в рамках программы работы выполнены полностью.

В рамках программы выполнены за счет государственных капитальных вложений на безвозвратной основе семь инвестиционных проектов. С привлечением внебюджетных средств осуществлены реконструкция и техническое перевооружение ряда производственных мощностей под выпуск гражданской авиационной техники за счет использования внебюджетных средств. В 2005 году в соответствии с основными направлениями НИОКР при реализации программы завершен, во исполнение задач ее первого этапа, запланированный объем работ:

в области самолетостроения и вертолётостроения:
- начало разработки нового регионального RRJ и ближне-среднего магистрального МС-21 самолётов;
- проведение работ в обеспечение пассажироперевозок на самолёте Бе-200, а также работ в обеспечение европейской сертификации самолётов Бе-200ЧС-Е и Ту-204-120;
- проведение работ по доведению самолетов типа Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и Ил-114 до требований международных стандартов;
- проведение работ по разработке вертолётов Ми-38, Ка-226, Ка-62;

области двигателестроения:
- модификация двигателя ПС-90А (двигатель ПС-90А2);
- создание ТРДД для нового регионального самолета;

в области БРЭО, агрегатов и систем:
- разработка новых и модернизация существующих интегрированных комплексов авиатехники.
- НИЭР по перспективам развития авиационной техники:
- овершенствование системы послепродажного обслуживания;
- продолжение разработки новых сверхкритических крыльев и аэродинамических компоновок самолетов и вертолетов следующего поколения;
- повышение весового совершенства и увеличение ресурса самолетов и вертолетов за счет применения новых материалов и оптимизации конструктивно-силовых схем;
- оптимизация параметров рабочего процесса авиационных двигателей;
- разработка принципиальных схем, структуры и алгоритмов управления самолетов и вертолетов следующего поколения;
- создание конструктивных и функциональных материалов, технологий изготовления из них деталей, узлов и конструкций;
- совершенствование технологий производства и летных испытаний;
- повышение безопасности полета;
- реализация мероприятий "Комплексной программы работ на 2003-2010 годы по проблемам снижения шума, эмиссии и точности навигации отечественных самолетов и вертолетов в обеспечение требований ИКАО и ЕС".

Приоритетным оставалось создание научно-технического задела по перспективным летательным аппаратам, авиационным двигателям, радиоэлектронному оборудованию, агрегатам и системам, новым технологиям разработки, испытаний и производства авиационной техники, в т.ч. цифровым технологиям.

Эффективность реализации мероприятий программы в 2005 году определяется выполнением запланированных на этот год в рамках первого этапа программы работ. Выделенные из бюджета средства на реализацию программы в 2005 году практически полностью окупаются за счет налоговых поступлений от производства гражданской авиационной техники. Реализация программы, составной частью которой являются мероприятия 2002-2005 годов, должна обеспечить рост продаж гражданской авиатехники в соответствии с программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010)".

Материалы из архива