Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2004 год

Целями программы являются: обеспечение производства предприятиями отечественной авиационной гражданской техники для удовлетворения спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках; переоснащение парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ; поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию программы было предусмотрено 3062,4 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 102,2 млн. рублей, НИОКР – 2960,2 млн. рублей.

Задачи реализации программы:
доведение летно-технических характеристик воздушных судов, созданных в 1992 - 2001 годах, до уровня, соответствующего новым международным нормам (по шуму, эмиссии, аэронавигации), и обеспечение их конкурентоспособности. Проведение модификации воздушных судов;
завершение сертификации отечественных воздушных судов нового поколения;
совершенствование законодательной базы авиационной деятельности и приведение ее в соответствие с международными требованиями;
получение международных сертификатов FAA (США), JAA (Европа) и других для отечественных воздушных судов нового поколения;
совершенствование системы реализации и послепродажного обслуживания воздушных судов, внедрение системы обслуживания по техническому состоянию;
создание научно-технического задела для нового поколения гражданских судов.

На 2004 год установлены следующие приоритеты реализации программы:

НИОКР:
- в области самолетостроения:
проведение сертификационных испытаний самолета Ту-204-300;
доведение самолета Ту-334-100 (с двигателем Д-436Т1) до требований ТЗ (расширение ограничений по ожидаемым условиям эксплуатации);
доведение самолета Ил-96-300 до требований международных стандартов;
- в области двигателестроения:
модификация двигателя ПС-90А (двигатель ПС-90А2), создание ТРДД для нового регионального самолета;
- в области БРЭО, агрегатов и систем:
разработка интегрированных комплексов авионики ИКБО-2005, создание нового поколения тренажеров для сертифицированных самолетов нового поколения.

Мероприятия программы по инвестиционным проектам и НИОКР, выполненные в 2004 году, полностью отвечают целям и задачам первого этапа программы. Работы по разделу «прочие нужды» программой не предусмотрены.

Результаты реализации инвестиционных проектов.

В 2004 году реализовывалось 7 инвестиционных проектов с соответствующим вводом мощностей, в том числе:
- на продолжение работ по поддержанию, реконструкции и техническому перевооружению экспериментальной аэродромной базы ФГУП «ЛИИ им. М.М. Громова» г. Жуковский, Московской обл. Обеспечен ввод 4-х тыс. пог. м. инженерных сетей, в том числе: 2,3 тыс.кв.м. кабельной канализации для прокладки высоковольтных кабелей светосигнального оборудования и 1,7 тыс. пог. м. высоковольтной ЛЭП, а также проведены работы по монтажу оборудования трансформаторных подстанций, приобретению и монтажу радиотехнического оборудования и реконструкции рулежных дорожек;
- на продолжение строительства Геленджикского приморского центра климатических испытаний филиала ФГУП «ВИАМ» г. Геленджик, Красндарского края. Обеспечен ввод площадей научно-инженерного корпуса в объеме 1,2 тыс.кв.м., а также выполнены работы по благоустройству и ограждению территории;
- на завершение работ по техническому перевооружению и оснащению производства турбинных лопаток газотурбинных двигателей авиационного и энергетического назначения на ФГУП «ВИАМ» г. Москва. Обеспечен ввод 1 плавильно-вакуумной установки УВРКА-1А, которая позволит выполнять изготовление с заданной монокристальной структурой заготовок лопаток турбин перспективных авиационных двигателей из особо жаропрочных сплавов;
- на продолжение работ по реконструкции системы оборотного водоснабжения ФГУДП «НИЦ ЦИАМ» г. Лыткарино, Московской обл. Обеспечен ввод 1 системы трубопроводов тоннеля оборотного водоснабжения и подключение трубопровода Д=1200 мм. для закольцевания системы оборотного водоснабжения высотной установки и стенда Т15, а также выполнены работы по заделу для ввода в 2005 году в эксплуатацию системы подключения оборотного водоснабжения всех основных стендов предприятия;
- на продолжение работ по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации аэродинамических труб, испытательных стендов, компрессорных систем и систем энергоснабжения ГУП ЦАГИ г. Жуковский, Московской обл. Обеспечен ввод 3-х компрессорных агрегатов с системой осушки воздуха, что позволит более точно моделировать реальные условия полетов в наземных условиях;
- на проведение работ по техническому перевооружению экспериментальной базы ФГУП «ЦИАМ» г. Москва. Введены после техперевооружения и модернизации 5 стендов, что позволит сократить время экспериментов и увеличить достоверность получаемых результатов;
- по разработке проектно-сметной документации на реконструкцию испытательных стендов ФГУП «КАПО им. С.П. Горбунова» г. Казань. Выполнено ТЭО (проект), находится на согласовании и экспертизе.

Реализация указанных проектов направлена на выполнение требуемых объемов исследований по вновь разрабатываемым самолетам, вертолетам, двигателям, проведение их летных испытаний и сертификации.

Объем внебюджетных средств на техническое перевооружение и реконструкцию производственных мощностей под выпуск гражданской авиационной техники, освоенный в 2004 году. За счет указанных средств проводились работы по организации производства на серийных заводах, предусмотренных программой самолетов, вертолетов, двигателей, агрегатов и приборов, а также по модернизации опытного производства и стендовой базы научных организаций отрасли.

В соответствии с программой в 2004 году проводились следующие ОКР по созданию новой авиационной техники:

По самолетам:
Ил-114 Разработана КД на установку модернизированного пилотажно-навигационного комплекса ЦПНК-114, проведены доработки самолёта. Проведены наземные и лётные сертификационные испытания самолёта с двигателями ТВ7-117СМ и подтверждено соответствие силовой установки требованиям сертификационного базиса.
Ту-204-120 Проводились работы по сертификации по нормам JAA.
Ил-96-400 Проведены ресурсные испытания основных стоек шасси и испытания планера самолёта на живучесть. Самолёт оборудован самолётными системами и модернизированным комплексом пилотажно-навигационного оборудования, отвечающими международным требованиям для проведения лётных испытаний.
Бе-200 Проведены сертификационные и ресурсные испытания самолёта и его систем с целью расширения лётно-технических характеристик и эксплуатационных возможностей. Проведены лётные испытания самолёта с системой предупреждения столкновения в воздухе TCAS, и доработки самолёта. Разработан эскизно-технический проект комплексного тренажера на самолёт.

По вертолетам:
Ми-38 Проводились лётные испытания первого опытного экземпляра вертолёта. Изготовлены узлы и агрегаты второго опытного экземпляра. Проводились стендовые испытания агрегатов и систем вертолёта. Разработан эскизный проект силовой установки вертолёта с использованием двигателей ТВ7-117В. Начата подготовка к сертификационным заводским испытаниям.
Ка-62 Произведена корректировка рабочей конструкторской документации. Начаты работы по изготовлению первого опытного образца. Изготовлены два двигателя. Разработан электронный макет вертолета.

По двигателям:
НК–93 Подготовлен к проведению летных и сертификационных испытаний.
ТВ7–117СМ Разработана КД на двигатель с интегрированной САУ для самолета Ил-114. Изготовлен, испытан, и получено свидетельство годности на агрегат ЭСУ –34М. Проведены работы по техсопровождению АД на самолетах Ил-114.
ТВ7–117В Проведено макетирование двигателя, работы по прочностным расчетам ЗПК, подготовлены и проведены эквивалентно-циклические испытания для подтверждения ресурса.
Паспортизирован сплав ВТ – 25У. Доработана конструкция ЗПК и турбины ДУ. Проведены работы по повышению надежности ДУ.
ВК–800 Выпущена КД и собран газогенератор, проведены испытания. Выпущен комплект КД для изготовления опытного образца двигателя.
ВСУ Проведены работы по вспомогательным силовым установкам ТА-18-100 и ТА-18-200.
Проведены работы по созданию унифицированных электронных регуляторов (типа FADEC), новых систем автоматического управления двигателей, систем зажигания, диагностирования и контроля двигателей, перспективных воздушных винтов в классах мощности 600 л.с. 2000 л.с., бортового электрооборудования.

ПО БРЭО: проведены работы по модернизации базовых систем эксплуатирующихся цифровых пилотажно-навигационных комплексов самолётов гражданской авиации, для реализации новых функциональных режимов, а также их интеграции с вновь устанавливаемым оборудованием для обеспечения соответствия новым перспективным международным требованиям аэронавигации и международным правилам сертификации, по разработке ряда многофункциональных интеллектуальных индикаторов, модификации существующих систем индикации, интегрированной системы резервных приборов.

Качественно критерием эффективности выполнения программы за истекший год является полнота выполнения запланированных на этот год мероприятий.

В 2004 году работы по программе, проведенные исполнителями по государственным контрактам, выполнены полностью, что подтверждается соответствующими актами об их выполнении.

Мероприятия, проведенные в рамках программы в 2004 году, позволяют заложить основу для дальнейшего оживления рынка отечественной гражданской авиационной техники.

В паспортные финансовые показатели на 2004 год заложена доля внебюджетного финансирования НИОКР – 71,0 %, бюджетного финансирования, соответственно – 29 %.

При заключении государственных контрактов на 2004 год государственный заказчик – в обязательном порядке требовал внесения в контракт и подтверждения при сдаче работ и их этапов факта привлечения внебюджетных средств.

В рамках НИОКР в 2004 году проведен конкурс научно-исследовательских работ. Из 70 НИР, выполнявшихся по государственным контрактам, 69 работ были переходящими и 21 работа была выбрана на конкурсной основе. Опытно-конструкторские работы в количестве 31 ОКР проводились как переходящие по результатам конкурсов 2002-2003 гг.

Федеральное агентство по промышленности является государственным заказчиком программы и организует управление программой.

Реализация программы осуществляется на основе Государственных контрактов (договоров), заключаемых Государственным заказчиком с головными исполнителями программных мероприятий, как правило, на конкурсной основе и с учетом ежегодного определения приоритетов, при этом согласовываются возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования.

Основными направлениями работ реализации программы являются:
завершение работ по приоритетным ОКР воздушных судов, начатым до 2002 года, в первую очередь – по ближнемагистральному 102-х местному самолету Ту-334, по самолету-амфибии Бе-200 и его модификациям;
завершение доработок по основным данным до требуемых по ТЗ и модификации гражданских воздушных судов, созданных в предыдущие годы (самолеты Ту-204, Ту-214, Ил-96, Ил-114, вертолеты Ми-26, Ми-171/172 и др.), в соответствии с требованиями авиакомпаний и потребностями российского и мирового рынка воздушных судов, перспективными требованиями ЕС и ИКАО по шуму, экологии и др., проведение их сертификации по международным нормам;
начало работ по созданию самолетов и вертолетов со сроком выхода на рынок в 2007 – 2010 гг., по которым прогнозируется наибольшая потребность рынка гражданской авиатехники на перспективу – ближнесреднего магистрального самолета (БСМС) вместимостью 140-170 пассажиров, семейства региональных самолетов (РС) вместимостью 50 – 95 мест, вертолетов Ми-38 (грузоподъемность до 6т), Ка-62 (грузоподъемность 2т), легкого вертолета Ка-226 (грузоподъемность 1,3т);
доведение летно-технических характеристик воздушных судов, находящихся в эксплуатации, до уровня, соответствующего новым международным нормам (по шуму, эмиссии, аэронавигации) и обеспечение их эксплуатационной конкурентоспособности в сравнении с зарубежными аналогами;
создание ряда отечественных авиационных двигателей, не уступающих по характеристикам мировым образцам, нового поколения бортовой авионики и оборудования;
создание научно-технического задела для нового поколения воздушных судов первой четверти XXI века.

Материалы из архива