Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2002 год

Целями программы являются: обеспечение производства предприятиями отечественной авиационной гражданской техники для удовлетворения спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках; переоснащение парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ; поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности.

В федеральном бюджете на 2002 год на реализацию программы было предусмотрено 2,77 млрд. рублей, в том числе: капитальные вложения – 0,12 млрд. рублей, НИОКР – 2,65 млрд. рублей.

В 2002 году из федерального бюджета было фактически выделено: на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (НИОКР) – 2606,49 млн. рублей, капитальные вложения на безвозвратной основе – 119,5 млн. рублей.

По государственным капитальным вложениям программа профинансирована полностью. На реализацию инвестиционных проектов привлечено в 2002 году 1806,0 млн. рублей внебюджетных инвестиций или 100,45% от запланированного объема внебюджетных средств. По НИОКР - в объеме 2606,49 млн.рублей. или по отношению к плановым цифрам федерального бюджета – на 98,4%.

Из внебюджетных источников для реализации опытно-конст-рукторских работ по разделу НИОКР программы привлечено в 2002 году в рамках Государственных контрактов, финансируемых из бюджета, 2793,5 млн. рублей или 62,1% от общего объема финансирования ОКР.

В 2002 году средства, предусмотренные для реализации инвестиционных проектов по программе, освоены полностью на реализацию следующих проектов:
поддержание, реконструкция и техническое перевооружение экспериментальной аэродромной базы ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова", г. Жуковский Московской области. В 2002 г. освоено 49,5 млн.рублей и введены основные фонды в размере 19,3 млн.рублей, в т.ч. теплоснабжение топливо-маслоагрегатов базы ГСМ, станция перекачки очистных сооружений. Это позволит обеспечить бесперебойную заправку топливом и маслами изделий авиационной техники в процессе испытаний в зимних условиях и улучшить экологическую обстановку на площадке аэродрома;
строительство Геленджикского приморского центра климатических испытаний – филиала ФГУП "ВИАМ", г.Геленджик Краснодарского края. В 2002 году освоено 23,0 млн. рублей, введен атмосферно-испытательная полигон и ряд вспомогательных сооружений. Это позволит начать комплексные исследования в атмосферных условиях приморского климата материалов и изделий авиационной и космической техники, тем самым повысив надежность целевого применения и длительность хранения технических систем в различных экстремальных геофизических условиях, а также начать проведение работ по выбору коррозионно-стойких материалов и средств защиты от коррозии, старения и биоповреждений в натурных условиях.

Для реализации приоритетных мероприятий в области НИОКР в 2002 году государственным заказчиком программы было заключено свыше 40 государственных контрактов на выполнение ОКР самолетов, вертолетов, двигателей, приборов и агрегатов и свыше 50 государственных контрактов на выполнение научных исследований и разработок.

В истекшем году выполнялись следующие опытно-конструкторские работы (ОКР):

а) в области самолетостроения:

создание самолета Ту-334 - В истекшем году проведен первый этап сертификационных испытаний (выполнено 192 полета), ведутся статические испытания, проводится подготовка стенда ресурсных испытаний. Проведен комплекс мероприятий по конструктивным и технологическим доработкам для обеспечения расчетных аэродинамических характеристик, характеристик устойчивости и управляемости самолета. В соответствии с комплексным планом работ по обеспечению прочности и ресурса самолета Ту-334 в 2002 году завершен первый этап статических испытаний и выполнены работы по созданию стенда для проведения ресурсных испытаний;
модификация Ту-204 и Ту-214 - Проводятся работы по модификации самолета Ту-204-300. Завершен выпуск конструкторской документации и завершается достройка первого летного экземпляра этой модификации. Ведутся работы по расширению условий эксплуатации и повышению ресурса по самолету Ту-214;
модернизация самолета Ил-96-300, модификация самолета Ил-96 в грузовой вариант Ил-96-400Т;
модернизация находящихся в эксплуатации самолетов в целях доведения их характеристик до требований международных стандартов. В 2002 году разработана (совместно с Минтрансом России) "Комплексная программа работ на период 2003 – 2010 годов по проблемам снижения шума, эмиссии и точности навигации отечественных самолетов и вертолетов в обеспечение требований норм ИКАО и ЕС". Значительное число самолетов, находящихся в эксплуатации, оборудовано системами предупреждения столкновений самолетов в воздухе (TCAS) и допущено для полетов в условиях сокращенных норм вертикального эшелонирования (RVSM);
модификация Ил-76Д/ТФ под ПС-90А-76 - Проходит летные испытания самолет Ил-76-МФ с двигателями ПС-90А-76. Разработана конструкторская документация на модификацию планера и силовой установки варианта самолета Ил-76ТД/ТФ;
создание самолета-амфибии Бе-200 и его модификаций - Ведутся сертификационные испытания варианта самолета Бе-200ЧС. В 2002 году получено дополнение к сертификату типа самолета;
работы по сертификации самолета Ан-38 - Проведение летных и сертификационных испытаний модификации Ан-38 с двигателем ТВД-20. В 2002 году получен сертификат типа на эту модификацию.

Помимо проведения перечисленных выше работ, в 2002 году начата подготовка к созданию самолетов нового поколения, в частности, нового ближне-среднего магистрального самолета (БСМС), нового регионального самолета (РС);

б) в области вертолетостроения:

создание Ми-38 - В 2002 году завершается создание летного экземпляра вертолета Ми-38. Начало летных испытаний планируется в первом полугодии 2003 года;
создание вертолета Ка-62 - Первый летный экземпляр Ка-62 находится в стадии изготовления. Поводятся летные испытания прототипа этого вертолета (Ка-60);
создание и модификация Ка-226 - В 2002 году начаты сертификационные испытания вертолета. Срок окончания сертификационных испытаний планируется на 2003 год; модификация Ми-171 и Ми-172;
создание на внебюджетной основе вертолетов "Актай" и "Ансат";

в) в области двигателестроения:

создание модификации двигателя ПС-90А (ПС-90А2); создание НК-93. В 2002 году подготовлен двигатель для испытаний на летающей лаборатории, начаты испытания по программе сертификации; создание и сертификация на внебюджетной основе ТВД 1500 и его модификаций; создание РД-600В (ОАО "НПО "Сатурн"). Выполнено 60% специальных испытаний, подана заявка на сертификацию двигателя; создание модификации двигателя Д-436Т1/ТП. Проведены работы по отработке и установлению комплектующим изделиям увеличенных ресурсов – 2000 часов до первого ремонта и 6000 часов назначенного ресурса; создание на внебюджетной основе модификации Д-30КУ-154 (эмиссия и шум). Проведены сертификационные испытания двигателя с новой малоэмиссионной камерой сгорания (МКС), контрольные стендовые и летные испытания МКС, изготовлены отдельные агрегаты двигателя, ведется их экспериментальная отработка; создание модификации двигателя ТВ7-117. Выпущена РКД на двигатель ТВ7-117В;

г) в области бортового оборудования, агрегатов и систем:

велась разработка базового комплекса второго поколения ИКБО-95; были завершены сертификационные испытания комплекса АРИА-200М; продолжались работы по комплексам КСЦПНО-96,-204М2 и др., в т.ч. по обеспечению перехода к экипажу из двух человек; разрабатывалась РКД по универсальному комплексу тренажеров для экипажей самолетов семейства Ту; проводился широкий спектр работ по созданию нового поколения оборудования гражданских воздушных судов;

д) в области создания новых материалов и технологий:

разработаны технологии и оборудование для высокоскоростного фрезерования алюминиевых и титановых сплавов; разработано 20 сертификационных документов, подано 42 заявки на патенты; привлечено внебюджетных средств более чем на 40 млн.рублей;

е) в области формирования облика и повышения характеристик перспективных воздушных судов, их двигателей и систем:

разработаны новые аэродинамические профили для несущих и рулевых винтов вертолетов, существенно превосходящие зарубежные аналоги (к.п.д. винта и аэродинамическое качество вертолета повышены на 10 – 15%).

В 2002 году на основе конкурсного отбора было заключено 7 государственных контрактов на ОКР оборудования, систем и агрегатов воздушных судов и по научно-исследовательской тематике на общую сумму 76,2 млн.рублей.

В 2002 году практически полностью было исключено дублирование тематики в научно-исследовательских центрах и институтах, что при сложившейся тематической направленности выполняемых, как правило – многолетних, исследований, практически исключало возможность передачи продолжающихся НИР другим исполнителям.

Государственным заказчиком создан для обеспечения научно-технического сопровождения программы экспертный совет с привлечением ведущих специалистов научно-исследовательских институтов и других организаций, а также заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Экспертный совет проводит анализ и обобщение информации о ходе реализации мероприятий программы и подготавливает для государственного заказчика рекомендации по их эффективному выполнению.

Государственным заказчиком ведется регулярный ежемесячный мониторинг хода финансирования и реализации государственных контрактов, проводится, с привлечением профильных институтов отрасли, экспертиза договорных цен по работам в рамках программы, ведется поэтапная приемка результатов выполняемых в рамках государственных контрактов работ.

В качестве критериев бюджетной эффективности мероприятий программы рассматриваются текущая бюджетная окупаемость ее финансирования в данном году и ожидаемая суммарная бюджетная эффективность реализации первого этапа. Текущая бюджетная эффективность по предприятиям сектора гражданской авиатехники составляет 1,045 руб./рублей по поступлениям от НДС, налога на прибыль, на имущество и др. Поступления по ЕСН составляют 0,47 руб./рублей.

При оценке ожидаемой суммарной бюджетной эффективности учитывается, что из-за длительности сроков разработки авиационной техники затраты на НИОКР должны оцениваться интегрально для первого этапа программы, т.е. для 2002 – 2005 гг. Ожидаемая суммарная бюджетная эффективность, по расчетам, составит при этом без учета дисконтирования 2 – 2,2 руб./руб., а с учетом 15% дисконтирования - 1,3 – 1,35 руб./руб.

Экономическая эффективность реализации программы может оцениваться по динамике текущих объемов продукции сектора гражданской авиатехники авиационной промышленности (рост в 2002 году к 2001 году 110%, что выше, чем в целом по промышленности), динамике экспортных поставок гражданской авиатехники (рост 103,2% к 2001 году) и по ожидаемому объему поставок гражданской авиатехники до 2010 года в соответствии с программой реформирования воздушного транспорта РФ (прогнозируемый рост к 2010 году по сравнению с 2002 годом – 420 %, который должен быть обеспечен в соответствии с программой реформирования воздушного транспорта РФ, в основном, за счет поставок отечественных воздушных судов).

Эффективность реализации мероприятий программы в 2002 году определяется выполнением запланированных на этот год в рамках первого этапа программы работ. В 2002 году все запланированные работы выполнены полностью. Выделенные из бюджета средства на реализацию программы практически полностью окупаются за счет налоговых поступлений от предприятий отрасли, разрабатывающих и производящих гражданскую авиационную технику. Ожидаемая суммарная бюджетная эффективность первого этапа программы составит к 2010 году порядка 2 – 2,2 руб./руб. без учета дисконтирования и до 1,3 – 1,35 руб./руб. с учетом 15% дисконтирования. Реализация первого этапа программы, составной частью которого являются мероприятия 2002 года, должна обеспечить рост продаж гражданской авиатехники к 2010 году, в соответствии с программой реформирования воздушного транспорта РФ, более чем в четыре раза.

Материалы из архива