Краткий отчет за 2006 год
Цели программы: последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны.
Основные задачи программы: совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;
совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками;
создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;
прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;
совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны;
развитие и совершенствование системы сейсмологических наблюдений и оповещения о цунами;
создание национального центра управления в кризисных ситуациях;
развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов;
концентрация организационно-технических, финансовых, материальных и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций.
Объем финансирования в 2006 году за счет средств федерального бюджета составляет 782,40 млн. рублей (ГКВ – 472,40 млн. рублей; НИОКР – 180,00 млн. рублей; "прочие нужды" – 130,00 млн. рублей).
Ключевые программные мероприятия в 2006 году: завершение реконструкции Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования, учебного корпуса № 4 Академии Государственной противопожарной службы; создание учебно-методических центров (комплексов) по подготовке населения и специалистов единой системы предупреждения и ликвидации ЧС (гг. Воронеж, Москва, Екатеринбург);
строительство базы поисково-спасательного отряда (г. Владикавказ), здания для размещения центрального пункта управления национального центра в кризисных ситуациях (г. Москва); создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.
Основные итоги реализации программы за 2006 год.
Общее количество строек и объектов, финансируемых в 2006 году с использованием средств федерального бюджета, - 13, из них предусмотрено к вводу в 2006 году и фактически введено – 10 объектов.
По направлениям НИОКР: разработана стратегия обеспечения заданного уровня защищенности критически важных объектов на основе анализа опасных процессов в природно-техногенной сфере;
выполнен анализ состояния и методов обеспечения защищенности критически важных объектов от угроз природно-техногенного характера, включающий систематизацию угроз критически важным объектам инфраструктуры страны;
получены результаты исследований методов оценки состояния критически важных объектов и их защищенности от угроз природно-техногенного характера;
разработаны критерии обеспечения защищенности критически важных объектов на основе анализа опасных процессов в природно-техногенной сфере.
Обеспечено развитие сети сейсмологических наблюдений и средств обработки и передачи данных в целях предупреждения о цунами:
разработано научно-информационное обоснование развития сети сейсмологических наблюдений и средств обработки и передачи данных в интересах предупреждения о цунами;
разработана общая концепция сети сейсмологических наблюдений, средств сбора, обработки, анализа и передачи данных для системы предупреждения о цунами;
обоснован выбор технических решений и средств, обеспечивающих развитие сети сейсмологических наблюдений, средств обработки и передачи данных для системы предупреждения о цунами;
разработаны методология и алгоритмы обработки сейсмологических данных для целей предупреждения о цунами, включая выбор и обоснование методов анализа сейсмологических данных в реальном масштабе времени для оценки цунамигенности землетрясений.
Выполне анализ эффективности федеральной системы сейсмологических наблюдений и разработка технических требований по её совершенствованию:
проведен анализ работы существующих сетей сейсмологических наблюдений, включающих телесейсмическую сеть и 10 региональных сейсмических сетей, в состав некоторых из них входят локальные сети, более 250 сейсмических станций и 10 центров сбора и обработки данных;
рассмотрен опыт организации систем сейсмологических наблюдений в мире;
создан информационный массив данных о сейсмических сетях и входящих в них сейсмических станциях по состоянию на 1 сентября 2006 года;
подготовлены предложения по коренной модернизации системы сейсмологических наблюдений и ее компонент;
проведен анализ существующих датчиков и регистраторов. Подготовлены технические требования к датчикам и регистраторам для применения в новой системе наблюдений и прогнозирования землетрясений;
выполнен аналитический обзор современных моделей процессов формирования очагов сильных землетрясений;
разработана система классификации предвестников землетрясений, учитывающая иерархию пространственных и временных масштабных уровней;
подготовлены предложения по разработке информационной инфраструктуры для хранения и передачи новых знаний в области прогнозирования сейсмической обстановки. Разработаны предложения по формированию технологических, геоинформационных и научно-организационных базисных составляющих системы прогнозирования сейсмической обстановки. Подготовлены предложения по формированию программно-технического комплекса, реализующего приоритетные методики прогнозирования и в максимальной мере учитывающего существующие в стране и за рубежом разработки;
исследование и научно-методическое обоснование приоритетных направлений развития и совершенствования современных систем информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
разработана Концепция развития региональных подсистем общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) с привлечением средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций;
разработаны требования по размещению терминальных комплексов ОКСИОН (в части информативности, определения зон информирования и оповещения населения, эффективности информационного воздействия, эффективности инвестиционных вложений в пункты уличного оповещения населения, пункты информирования, оповещения и наблюдения в зданиях с массовым пребыванием людей, пункты информирования и оповещения населения на транспортных средствах, иные современные технические средства массового информирования населения и др.);
Разработаны карты природных и техногенных опасностей, рисков чрезвычайных ситуаций и информационно – справочных систем для федеральных округов в целях оперативного реагирования на возникшие угрозы чрезвычайных ситуаций межрегионального и регионального характера.
Разработаны карты природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций Южного и Дальневосточного федеральных округов и информационно-справочная система по картам природных и техногенных.
Разработана информационно-справочная система по картам природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций Южного и Дальневосточного федеральных округов.
По направлению "прочие нужды" выполнен комплекс мероприятий по модернизации региональных систем анализа данных:
подготовлено техническое задание на проектирование в г. Петропавловске-Камчатском межрегионального центра сбора, обработки и передачи информации о землетрясениях и цунами на Дальнем Востоке России;
подготовлены технические задания на модернизацию и расширение технических возможностей региональных центров системы предупреждения о цунами в г. Петропавловске-Камчатском, Южно-Сахалинске, Владивостоке;
разработаны опытные образцы программно-аппаратных модулей для системы оперативного ситуационного анализа сейсмологических и гидрофизических данных.
В рамках мероприятий по созданию высокоскоростного и надежного спутникового сегмента связи между опорными сейсмостанциями и информационно-обрабатывающими центрами:
подготовлен перечень опорных сейсмостанций и информационно-обрабатывающих центров, которых необходимо связать с помощью спутникового сегмента связи;
разработана структура построения связи со станциями с учетом их географических особенностей и структура типового спутникового терминала;
выполнено технико-экономическое обоснование построения и функционирования спутникового сегмента связи;
выполнена установка пяти пилотных спутниковых терминальных станций.
Степень внедрения – результаты настоящей работы будут использованы в Геофизической службе РАН для построения современной высокоскоростной и помехоустойчивой системы сбора и передачи данных в реальном масштабе времени с сейсмических станций в региональные информационно-обрабатывающие центры и в головной центр в г. Обнинске.
В рамках мероприятий по разработке и внедрению пилотных проектов системы мониторинга, прогнозирования состояния критически важных потенциально опасных объектов как источников аварий и техногенных катастроф:
разработан пилотный проект системы мониторинга, прогнозирования состояния критически важных потенциально опасных объектов на примере субъекта Российской Федерации – Калужской области, позволяющий осуществлять мониторинг защищенности от угроз природного и техногенного характера, и результаты проведения подготовительных мероприятий на ОАО "Калужский турбинный завод";
в ходе проведения практических подготовительных мероприятий в Калужской области выполнено обследование ОАО "Калужский турбинный завод". Разработана методика проведения обследования опасных производственных объектов, систем жизнеобеспечения и безопасности критически важных объектов.
Результаты обследования ОАО "Калужский турбинный завод" могут быть положены в основу создания объектового центра системного мониторинга и оперативного управления как базового (типового) центра мониторинга критически важных объектов.
При создании постоянно действующей выставки единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях подготовки населения и специалистов к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций:
разработаны макет демонстрационного участка выставки и эксплуатационная документация на макет, получен протокол испытаний;
разработаны макет учебно-тренажерного участка выставки и эксплуатационная документация на макет, получен протокол испытаний;
разработано специальное программное обеспечение электронной составляющей выставки.
При разработке макетов и создании атласов природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций для федеральных округов в целях оперативного реагирования на возникшие угрозы чрезвычайных ситуаций межрегионального и регионального характера:
подготовлены планы-проспекты атласов природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций для всех федеральных округов;
выполнены макеты атласов для всех федеральных округов с содержанием и бланковыми картами в соответствии с планами-проспектами;
подготовлены картографические материалы для разработки карт всех федеральных округов;
изготовлены основы карт по Южному и Дальневосточному федеральным округам.
При реализации комплекса программных мероприятий получены следующие результаты:
разработан проект информационного обеспечения Национального центра управления в кризисных ситуациях РСЧС и ГО, эскизный проект автоматизированной системы НЦУКС и проектные решения по созданию Подсистемы обеспечения безопасности информации, включающие решения по созданию "закрытого" контура АС НЦУКС;
определены основные направления комплексного обеспечения заданного уровня защищенности критически важных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических акций;
разработаны пилотные проекты региональных систем мониторинга и прогнозирования состояния критически важных объектов;
выполнена разработка автоматизированной автономной комплексной системы контроля безопасности и оценки риска чрезвычайных ситуаций на критически важных потенциально опасных объектах;
обеспечено создание мобильного комплекса дистанционного мониторинга загрязнения атмосферы в зонах возникновения чрезвычайных ситуаций (Лидар);
создана автоматизированная информационная система оперативного персонального поиска и спасения людей с использованием ресурсов космической системы поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС-САРСАТ);
апробированы методы анализа и прогнозирования экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
разработаны пилотные проекты по снижению уровня природно-техногенных рисков и приведению в безопасное состояние особо ценных природных территорий;
разработаны основные элементы комплексной системы научного мониторинга и прогнозирования природных, техногенных и природно-техногенных рисков чрезвычайных ситуаций;
разработаны технические проекты по модернизации и развитию системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, а также системы предупреждения о цунами;
разработаны методы и системы целевых показателей оценки эффективности программно – целевых инвестиционных мероприятий с точки зрения обеспечения условий безопасной жизнедеятельности на территориальном и муниципальном уровнях;
созданы атласы природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций для федеральных округов.
В 32 субъектах Российской Федерации разработаны собственные целевые программы снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. Привлеченное софинансирование за счет средств субъектов Российской Федерации составило в отчетном году 2 059,17 млн. рублей (в том числе по ГКВ – 311,00 млн. рублей; НИОКР – 43,41 млн. рублей; "прочие нужды" – 1 704,76 млн. рублей).
В целях обеспечения необходимых объемов софинансирования программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации МЧС России были разработаны Методические рекомендации по разработке региональных программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций. Однако фактическое софинансирование программы в 2006 году за счет средств субъектов Российской Федерации составило 76,3 % от предусмотренного программой.
Вследствие этого прогнозируемая эффективность реализации программы будет достигнута в более ранние сроки, а соответственно увеличится и экономический эффект от реализации программы на момент ее завершения.
Государственным заказчиком-координатором осуществлено размещение в сети Интернет комплекса информационных материалов по программе, включающих текст программы, данные о ее финансировании, результатах мониторинга реализации программных мероприятий.
Сведения о достижении целевых индикаторов и показателей за 2006 год. Из 6 согласованных индикаторов и показателей все достигнуты в полном объеме.
Программа не требует корректировки. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. № 425, от 28 июля 2006 г. № 465 произведена корректировка федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" в части увеличения ее финансирования в 2007 году по статье "капитальные вложения" на 1 254,90 млн. рублей.
Выводы и предложения.
Запланированные в 2006 году мероприятия прогаммы выполнены в полном объеме. Вместе с тем государственному заказчику-координатору необходимо провести анализ причин недостаточного уровня софинансирования программы из бюджетов субъектов Российской Федерации и принять меры по обеспечению привлечения запланированного объема указанных средств.
|