Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2005 год

Цель программы: обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, сокращение распространения наркомании, связанных с ней преступности и правонарушений.

Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для лечения и реабилитации лиц, потребляющих наркотики без назначения врача, на обеспечение контроля за производством и распределением наркотиков, пресечение их незаконного оборота, на развитие международного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Федеральным бюджетом на 2005 год на реализацию программы было предусмотрено 500,7 млн. рублей, в том числе: НИОКР – 36,4 млн. рублей и по направлению "прочие нужды"– 464,3 млн. рублей.

Программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 561.

Недоиспользование средств, выделенных на реализацию программы, обусловлено, главным образом, тем обстоятельством, что программа была утверждена в сентябре 2005 г. и к реализации программных мероприятий государственные заказчики приступили только в IV квартале 2005 г.

В связи с этим средства, не использованные в 2005 году ФСКН России, Росздравом и Рособразованием, в соответствии с пунктом 13 статьи 74 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год", направляются на те же цели в 2006 году в качестве дополнительного источника финансирования мероприятий программы.

По отчету ФСКН России экономия бюджетных средств от проведения конкурсов по определению исполнителей программных мероприятий по оценке государственных заказчиков составила 334,72 тыс. рублей, в том числе по ФСКН России 110,02 тыс. рублей, ФТС России – 102,0 тыс. рублей, Рособразованию – 122,7 тыс. рублей.

Вместе с тем МВД России своевременно не проведены конкурсы по определению исполнителей двух НИОКР и 2,4 млн. рублей направлены в доход федерального бюджета.

Минобороны России провело конкурсы и заключило два контракта на закупку медицинского оборудования для определения наркотиков в биологических средах организма только в декабре 2005 г. В связи с отсутствием достаточного количества данного оборудования на момент заключения контракта закуплено 33 вместо предусмотренных программой 34 комплектов, 2,5 млн. рублей направлены в доход федерального бюджета.

За счет экономии бюджетных средств при проведении конкурса ФТС России заключила договор на поставку 5 комплектов технических средств дистанционного обнаружения наркотиков (по программе предусмотрено 3 комплекта). Из-за жестких временных рамок ФТС России в 2005 году только проавансировало закупку (в размере 30 % от суммы договора), оставшиеся средства в объеме 3,4 млн. рублей направлены в доход федерального бюджета.

Программой установлены ежегодные значения восьми целевых показателей реализации, при этом определение семь из них связано с результатами ежегодного мониторинга наркоситуации в стране и статистическим данными, получаемыми в течение года, следующего за отчетным.

Фактическое значение целевого показателя "Степень доступности наркотиков для незаконного потребления" по отчету ФСКН России составило в 2005 году 4,77 (программой запланировано 5,14). Это свидетельствует о сокращении предложения наркотиков в целях незаконного потребления (увеличение количества изъятых из незаконного оборота наркотиков или уменьшение поступления наркотиков в Россию). Действительные причины будут установлены по результатам ежегодного мониторинга наркоситуации.

Данные по значению остальных показателей за 2005 год будут получены по результатам ежегодного мониторинга наркоситуации, проведение которого перенесено на I квартал 2006 года, а также получения статистической информации из Минобороны России, Росздрава и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Из наиболее значимых мероприятий, которые были реализованы государственными заказчиками в 2005 году, необходимо отметить:
проведение в период с 22 по 25 сентября 2005 г. в Тверской области и с 24 по 26 ноября 2005 г. в Воронежской области ежегодной Всероссийской антинаркотической программы "Поезд в будущее" при участии аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе (финансирование из внебюджетных источников);
завершение первого этапа НИОКР по разработке технологии получения аналитических (стандартных) образцов наркотиков. Получены аналитические образцы наркотических средств "кокаина гидрохлорида" и "бупренорфина гидрохлорида";
создание экспериментального сектора федеральной системы обнаружения районов незаконного культивирования и произрастания растений, содержащих наркотические вещества, и контроля процесса их уничтожения по Дальневосточному и Сибирскому федеральному округу, а также введение в эксплуатацию аппаратно-программного комплекса "Полигон" для решения целевых задач обнаружения районов незаконного культивирования и произрастания растений, содержащих наркотические вещества.

Развернута практическая деятельность по проведению целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений.

Правоохранительными органами проведены запланированные межведомственные оперативно-профилактические мероприятия, осуществлено оснащение подразделений этих органов специальной и криминалистической техникой.

Вместе с тем представленные данные о результатах выполнения мероприятий по линии ФСБ России (НИОКР и "прочие нужды") не позволяют оценить эффективность использования средств: выделенные на 2005 год средства израсходованы в полном объеме, а результаты ограничились проведением закрытых конкурсов и заключением государственных контрактов.

Кроме этого, ФСКН России своевременно не было учтено изменение цен на криминалистическое оборудование. Как результат, в 2005 году закуплено 375 единиц оборудования вместо предусмотренных программой 390, что потребует от ФСКН России внесения в установленном порядке изменений в программу.

В целом, оценивая результаты выполнения программных мероприятий в 2005 году и принимая во внимание срок утверждения программы, можно констатировать, что работы по реализации программы в 2005 году начались, в основном, успешно.

Материалы из архива