Федеральные целевые программы России

Обеспечение жильем молодых семей

Краткий отчет за 2005 год

Основной целью подпрограммы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России.

В федеральном бюджете на 2005 год на реализацию подпрограммы было предусмотрено 1050,0 млн. рублей на капитальным вложения.

В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивалась важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем. Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих социально-экономическое развитие и национальную безопасность страны.

Уже сейчас параметры рождаемости меньше требуемого для замещения поколений почти в 2 раза. По прогнозу Росстата население России к 2016 году сократится более, чем на 11 млн. человек и составит около 134 млн. человек. Численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, уменьшится почти в 2 раза при одновременном возрастании числа лиц, выбывающих из трудоспособного возраста.

Особенно интенсивно будет убывать население восточных регионов. Если по прогнозу за 2000 – 2016 годы численность населения России сократится на 7,7%, то Дальневосточного региона – на 12,3%. Это может повлиять на ослабление политического, экономического и военного влияния России в мире, и, при определенном развитии событий, обусловит возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации.

Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей государственной политики.

В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают заводить детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.

Суть подпрограммы заключается в том, что предусмотренные в федеральном бюджете финансовые средства направляются государственным заказчиком в субъекты Российской Федерации для оказания адресной помощи молодым семьям, которые участвуют в региональных программах улучшения своих жилищных условий.

Участником подпрограммы является молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.

Начиная с 2003 года проводится конкурс по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы.

Процесс практической реализации подпрограммы придал дополнительный импульс разработке и внедрению программ обеспечения жильем молодых семей в субъектах Российской Федерации.

В 2001 году было утверждено 4 региональных программы обеспечения жильем молодых семей, в 2002 –12, в начале 2003 – 46, в 2005 году - 72.

В 2005 году выделенные на реализацию подпрограммы средства из федерального бюджета, в соответствии с паспортом подпрограммы распределялись на конкурсной основе.

На реализацию в 2005 году региональных программ обеспечения жильем молодых семей было выделено 6,51 млрд. рублей.

Благодаря мероприятиям и работам в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" за 2005 год более 56,4 тыс. молодых семей приняли участие в региональных программах, направленных на улучшение их жилищных условий и улучшили свои жилищные условия.

На сегодняшний день успешное выполнение мероприятий подпрограммы привело к тому, что она приобрела комплексный характер и позволила не только создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей, но и привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства внебюджетных источников, увеличить объем жилищного строительства, использовать в субъектах Российской Федерации отработанные в ходе экспериментов механизмы оказания государственной поддержки молодым семьям в обеспечении жильем, развить положительные демографические тенденции и укрепить семейные отношения.

Механизмы государственной поддержки молодых семей, используемые в рамках указанной подпрограммы, показали свою эффективность. За период с 2003 по 2005 годы более 114 тыс. молодых семей улучшили свои жилищные условия. На ее реализацию за указанный период было выделено 2,05 млрд. рублей из средств федерального бюджета, что позволило привлечь 15,679 млрд. рублей средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Таким образом, средства федерального бюджета явились мультипликатором привлеченных источников финансирования. В 2005 году молодые семьи получили 10071 квартиру.

Рособразованием за истекший период подготовлен ряд нормативных правовых актов и информационно – методических материалов: подведены итоги конкурса 2005 года, лимиты бюджетных обязательств доведены до субъектов Российской Федерации; разработано соглашение и дополнение к соглашению между Рособразованием и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в котором оговариваются финансовые взаимоотношения, права и обязанности сторон.

В настоящее время функционирует сайт (www.mita.etr.ru), на котором отображаются все оперативные новости, нормативные правовые документы, принятые как на федеральном, так и региональном уровнях, сведения о рынке жилья в субъектах Российской Федерации; в части организации информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач подпрограммы опубликованы статьи в "Российской газете", "Московском комсомольце", "Аргументах и фактах", газете "Труд".

На региональном уровне продолжает формироваться законодательная база субъектов Российской Федерации, определяющая объемы, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым семьям в рамках региональных программ, а также программ муниципальных образований.

В целях решения задач, поставленных Президентом Российской Федерации 5 сентября 2005 г. и в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова от 15 сентября 2005 г. Рособразованием были подготовлены изменения в действующую подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающие:
1. Предоставление субсидий как первоначального взноса при получении ипотечного кредита молодым семьям, имеющим детей или ожидающим рождения ребенка.
2. Продление срока выплаты ипотечного кредита до 30 лет.
3. Переход на прогрессивную шкалу выплаты процентов по ипотечному кредиту.
4. Дифференцированное выделение субсидий на поддержку молодых семей в решении их жилищных проблем в зависимости от числа детей в семье на момент получения субсидии.
5. Увеличение предельного возраста молодых семей – участников подпрограммы до 35 лет.
6. Предоставление жилья молодым семьям по социальному найму для депрессивных регионов России и молодых семей, проживающих на селе.

Был проведен один межрегиональный семинар - совещание для представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по разъяснению механизмов функционирования подпрограммы, проведению промежуточных итогов ее реализации и обмену опытом (г.Москва).

Необходимо отметить, что средства федерального бюджета на финансирование подпрограммы в 2005 году составили всего 6,3% от консолидированного объема финансирования и являлись мультипликатором привлеченных источников финансирования.

В марте 2005 г. был проведен конкурс по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы.

На конкурс 2005 года были представлены заявки из 61 субъекта Российской Федерации. Конкурсная комиссия, в состав которой входили представители Рособразования, Аппарата Правительства Российской Федерации, Минрегиона России, Минфина России, Минэкономразвития России и общероссийской общественной организации "Союз МЖК России", определила лучшими 49 субъектов Российской Федерации, документация которых наиболее полно соответствует перечисленным ниже критериям:
- наличие разработанной и утвержденной региональной программы обеспечения жильем молодых семей, в том числе по муниципальным образованиям;
- наличие в бюджете субъекта Российской Федерации на текущий год и в проекте бюджета на следующий год финансовых средств на реализацию региональной программы;
- острота демографической ситуации в регионе;
- возможность привлечения внебюджетных средств на строительство (приобретение) жилья для молодых семей;
- возможность сокращения стоимости строительства и (или) расходов на эксплуатацию жилья для молодых семей;
- возможность использования ипотечных и паенакопительных схем и механизмов.

Между Рособразованием и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации были заключены соглашения по финансированию подпрограммы за счет средств федерального бюджета в 2005 году.

Подпрограммой заложен мультипликативный эффект в области системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищных проблем.

Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей является предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.

Система управления реализацией и организацией контроля со стороны государственного заказчика предусматривает со стороны государственного заказчика: осуществление общей координации и мониторинга работ; подготовку информации (отчетов) о ходе выполнения подпрограммы; разработку предложений по совершенствованию отдельных механизмов реализации подпрограммы.

Координацию, контроль и разработку отдельных механизмов реализации подпрограммы до 31 декабря 2005 г. осуществляло Федеральное агентство по образованию.

Исполнитель подпрограммы в субъекте Российской Федерации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Рособразование ежегодно, по итогам проведенного конкурса, заключает соглашения по реализации указанной подпрограммы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – победителями конкурса.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в реализации подпрограммы, ежеквартально, а также по итогам года (до 20 января), представляют государственному заказчику сведения о ее реализации.

Работа среди населения по освещению целей и задач подпрограммы организуется с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации через центральные и региональные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, семинаров, конференций.

Главная принципиальная задача, которую удалось решить в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" как на федеральном, так и на региональном уровне - это осуществить предоставление адресной помощи конкретным молодым гражданам и семьям, в ней нуждающимся.

Разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, была осуществлена на первом этапе реализации подпрограммы (2003-2005 годы), в ходе которого были проведены эксперименты на территории отдельных субъектов Российской Федерации по отработке различных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей подпрограммы. Было установлено, что наиболее эффективно подпрограмма реализуется в тех регионах, в которых разработаны и действуют схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности использования сбережений граждан путем организации паенакопительных кооперативов и ссудосберегательных касс (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская и Кемеровская области).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 865 от 31 декабря 2005 г. утверждена новая редакция программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы и новая редакция подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", государственным заказчиком которых является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Материалы из архива