Федеральные целевые программы России

Обеспечение жильем молодых семей

Краткий отчет за 2004 год

Подпрограмма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. № 638.

Функции государственного заказчика данной подпрограммы были переданы Федеральному агентству по образованию в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. №1355 – р.

Основной целью подпрограммы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в России.

В федеральном бюджете на 2004год на реализацию подпрограммы было предусмотрено только по капитальным вложениям – 500,0 млн. рублей.

По итогам конкурса определены победителями 43 субъекта Российской Федерации, из 64 заявленных; лимиты бюджетных обязательств доведены до субъектов Российской Федерации.

Обеспечено функционирование сайта (www.mita.etr.ru), на котором отображаются все оперативные новости, нормативные правовые документы, принятые как на федеральном, так и региональном уровнях, сведения о рынке жилья в субъектах Российской Федерации.

Продолжено формирование законодательной базы субъектов Российской Федерации, определяющей объемы, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым семьям в рамках региональных программ, а также программ муниципальных образований.

Проведены 4 межрегиональных семинара-совещания для представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации подпрограммы и обмену опытом.

В 2004 году на реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» за счет средств федерального бюджета было предусмотрено 500 млн. рублей, в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований фактически предусмотрено 5000 млн. рублей, средства предприятий и других внебюджетных источников –7000 млн. рублей, совокупный бюджет подпрограммы в 2004 году исчислялся суммой в 12,5 млрд. рублей. Средства федерального бюджета на финансирование подпрограммы составили 6% от консолидированного объема финансирования и являлись мультипликатором привлеченных источников финансирования.

Подпрограммой заложен мультипликативный эффект в области системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищных проблем. По данным Минобразования России в 2001 году было утверждено 4 региональных программы обеспечения жильем молодых семей, в 2002 –12, в начале 2003 – 46, в 2004 г. реализовывалось 64 региональные программы обеспечения жильем молодых семей.

За счет средств федерального бюджета молодым семьям выделено 3200 субсидий в случае рождения (усыновления) ребенка; по Российской Федерации общее количество семей - участников региональных программ составило 33200 семей.

Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей является предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.

Координацию, контроль и разработку отдельных механизмов реализации подпрограммы осуществляет Федеральное агентство по образованию.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в реализации подпрограммы, ежеквартально, а также по итогам года (до 20 января), представляют государственному заказчику сведения о ее реализации.

Рособразование ежеквартально, а также по итогам года (до 15 января), представляет отчеты государственному заказчику – координатору федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.

Работа среди населения по освещению целей и задач подпрограммы организуется с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации через центральные и региональные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, семинаров, конференций.

Главная принципиальная задача, которую удалось решить в рамках подпрограммы как на федеральном, так и на региональном уровне - это предоставление адресной помощи конкретным молодым гражданам и семьям в ней нуждающимся.

Разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, была осуществлена на первом этапе реализации подпрограммы (2003-2004 годы), в ходе которого были проведены эксперименты на территории отдельных субъектов Российской Федерации по отработке различных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей подпрограммы. Было установлено, что наиболее эффективно подпрограмма реализуется в тех регионах, в которых разработаны и действуют схемы ипотечного жилищного кредитования, а также существуют возможности использования сбережений граждан путем организации паенакопительных кооперативов и ссудосберегательных касс (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Оренбургская и Кемеровская области).

По результатам анализа хода реализации подпрограммы Федеральное агентство по образованию в настоящее время осуществляет ее корректировку в части более эффективного использования схем ипотечного жилищного кредитования.

Материалы из архива