Федеральные целевые программы России

Перечень программных мероприятий

Развитие жилищного строительства

Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы, наиболее важными являются:
внесение в 2006 году изменений в нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в том числе в части создания эффективной единой системы государственной экспертизы проектной документации, совершенствования системы государственного строительного надзора, усиления профессиональной ответственности проектировщиков и застройщиков);
разработка технических регламентов, устанавливающих требования безопасности, которые должны соблюдаться при территориальном планировании, градостроительном зонировании и планировке территории, при использовании в проектировании результатов инженерных изысканий, при архитектурно-строительном проектировании, строительстве зданий, строений и сооружений, а также при производстве строительных материалов;
совершенствование регулирования деятельности застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства многоквартирных домов;
законодательное и методическое обеспечение введения местного налога на недвижимость с целью стимулирования деятельности муниципалитетов по развитию жилищного строительства.

Предусмотрены также мероприятия:
по методическому обеспечению подготовки профессиональных кадров в области градостроительного проектирования, деятельности по разработке генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории для формирования земельных участков, предоставляемых на открытых аукционах для жилищного строительства;
по разработке и внедрению методологии повышения качества бизнес-планирования на стадии подготовки проектов жилищного строительства с целью привлечения кредитных средств для их реализации.

Организационные мероприятия будут направлены:
на создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве, реализацию мер градостроительного и антимонопольного регулирования, создание условий для развития конкуренции и расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам;
на обеспечение контроля за деятельностью застройщиков по привлечению средств участников долевого строительства, в том числе многоквартирных домов;
на внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
на содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции существующих кварталов застройки.

Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.

Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, и обеспечить условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.

Финансирование программных мероприятий по данному направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства".

В рамках указанной подпрограммы будут осуществлены предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства, а также возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, на условиях, предусмотренных подпрограммой.

Объемы государственных гарантий Российской Федерации предусматриваются ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год в рамках программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации.

Государственные гарантии Российской Федерации будут предоставляться на часть суммы основного долга. В качестве дополнительного обеспечения кредитов будут использоваться государственные гарантии субъектов Российской Федерации и муниципальные гарантии, залог прав заемщиков на земельные участки, обеспеченные коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, другие активы заемщиков. При этом предполагается, что общий объем государственных гарантий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий не может быть более 80 процентов основной суммы долга по кредитам, выданным в 2006 году, более 65 процентов по кредитам, выданным в 2007 году, и более 50 процентов по кредитам, выданным в 2008 - 2009 годах, с целью более обоснованного отбора проектов банками-кредиторами.

Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам за счет субсидий из федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет производиться на весь период кредита из расчета максимального снижения рыночных процентов по кредитам, выданным в 2006 году, - на 80 процентов, по кредитам, выданным в 2007 году, - на 65 процентов, по кредитам, выданным в 2008 - 2009 годах, - на 50 процентов.

Поскольку кредиты на подготовку земельных участков могут быть обеспечены возвратом средств от продажи земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, или жилья, построенного в последующие периоды, то кредиты будут предоставляться на срок не более 3 лет при условии окончания кредитного периода до момента окончания реализации подпрограммы.

Указанные меры поддержки за счет средств федерального бюджета будут осуществляться на условиях оказания на региональном или местном уровнях аналогичных мер поддержки проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в соответствии с требованиями, установленными подпрограммой. Объем средств федерального бюджета и размер государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для поддержки реализации проектов в каждом субъекте Российской Федерации, будут не больше объема средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и размера государственных гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных гарантий, предоставляемых на поддержку реализации этих проектов.

Порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, а также порядок и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по банковским кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, полученным в российских кредитных организациях, предусматривается в следующих объемах:
в 2006 году - 1,7 млрд. рублей (вне рамок финансирования по подпрограмме);
в 2007 году - 3,8 млрд. рублей (по кредитам, полученным в 2006 - 2007 годах);
в 2008 году - 5,9 млрд. рублей (по кредитам, полученным в 2006 - 2008 годах);
в 2009 году - 7,1 млрд. рублей (по кредитам, полученным в 2006 - 2009 годах);
в 2010 году - 4 млрд. рублей (по кредитам, полученным в 2008 - 2009 годах).

В рамках программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации предусматривается предоставление государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства в следующих объемах:
в 2006 году - 12,5 млрд. рублей;
в 2007 году - 17,5 млрд. рублей, что с учетом гарантий, предоставленных в 2006 году, составит 30 млрд. рублей;
в 2008 году - 18,6 млрд. рублей, что с учетом гарантий, предоставленных в 2006 - 2007 годах, составит 48,6 млрд. рублей;
в 2009 году - 19,5 млрд. рублей, что с учетом ранее принятых обязательств, а также погашения в 2009 году кредитов, выданных в 2006 году, составит общий объем государственных гарантий Российской Федерации в размере 61,3 млрд. рублей.

В 2010 году предоставление государственных гарантий Российской Федерации по новым кредитам не предполагается, объем государственных гарантий Российской Федерации по ранее принятым обязательствам с учетом погашения кредитов, выданных в 2006 - 2007 годах, составит 38,1 млрд. рублей.

Реализация мер подпрограммы обеспечит дополнительный ввод жилья в 2006 году общей площадью 4,3 млн.кв.м (или 8,5 процента общего прогнозируемого объема ввода жилья), в 2007 году - 7,8 млн.кв.м (или 13,9 процента), в 2008 году - 11,8 млн.кв.м (или 18,7 процента), в 2009 году - 16,4 млн.кв.м (или 23,2 процента), а в 2010 году - 21,3 млн.кв.м (или 26,6 процента).

Динамика распределения требуемой государственной и муниципальной поддержки по годам исходит из необходимости обеспечения максимально возможной поддержки увеличения ввода жилья в ближайшие годы, пока не получили развития механизмы привлечения средств частных кредиторов и инвесторов в строительство коммунальной инфраструктуры.

назад

Материалы из архива