Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2006 год

Подпрограммы второго этапа: "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства"; "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"; "Обеспечение жильем молодых семей"; "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

На втором этапе реализации программы (2006 – 2010 годы) осуществляются также мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан; по реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 года.

Цели программы (подпрограмм) на 2006 год: комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, совершенствование нормативной правовой базы в жилищной области в целях приведения ее в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в том числе в части создания эффективной единой системы государственной экспертизы проектной документации, совершенствования системы государственного строительного надзора, усиления профессиональной ответственности проектировщиков и застройщиков).

Основные задачи программы (подпрограмм) на 2006 год: реализация мер подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" должна обеспечить дополнительный ввод жилья общей площадью 4,3 млн. кв. м; в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" должно осуществляться финансирование мероприятий по завершению строительства, реконструкции или модернизации объектов, которые были начаты на первом этапе реализации Программы по подпрограммам "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" и "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации"; должны осуществляться мероприятия, связанные с выполнением обязательств перед молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", которые были приняты на первом этапе реализации подпрограммы.

Объем финансирования программы в 2006 году из средств федерального бюджета составляет 38 564,10 млн. рублей, в том числе "капитальные вложения" составляет 8 256,05 млн. рублей, "прочие нужды" - 30 308,05 млн. рублей. Уточненный объем финансирования программы – 38 578,10 млн. рублей (в том числе ГКВ – 8 270,06 млн. рублей; НИОКР – 0,0 млн. рублей, прочие – 30 308,04 млн. рублей).

Ключевые мероприятия в 2006 году: выпуск 21180 штук жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"; осуществление финансирования 173 объектов коммунального значения в рамках реализации подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры", при этом обеспечить ввод 78 объектов; обеспечение жильем 27,8 тыс. молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей"; привлечение финансирования для реализации мероприятий программы из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников 32 100,00 млн. рублей в рамках подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства".

По подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" было выдано 9720 сертификатов (выпуска 2005 года) на сумму 7 959,18 млн. рублей. Фактически за 2006 год было реализовано (оплачено) 9145 сертификатов на сумму 7 149,02 млн. рублей. Следовательно, 9145 семей были обеспечены жильем в 2006 году. Реализация подпрограммы завершена, а оставшиеся средства от не реализованных (6% от выданных) сертификатов будут использованы в 2007 году.

Для выполнения мероприятий по реализации Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" было выдано 1696 сертификатов (выпуска 2005 года) на сумму 1 019,100 млн. рублей. На 1 января 2007 года было реализовано (оплачено) 1 414 сертификатов на сумму 855,76 млн. рублей. Кроме того, расходы на содержание дирекции подпрограммы ГЖС, входящей в состав ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы (первый этап) в сводной бюджетной росписи были определены в сумме 28,96 млн. рублей и открыто финансирование (перечислены средства) на весь этот объем. За 2006 года расходы за выполненные работы составили в сумме 28,74 млн. рублей или 99, 3 процентов.

Начиная с 2006 года в рамках программы "Жилище" 2002-2010 годы начато осуществление реализации второго этапа программы. В том числе выполнение мероприятий подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Мероприятия подпрограммы подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, организационные мероприятия и мероприятия по финансированию за счет средств федерального бюджета расходов по предоставлению субсидий на приобретение жилья.

В соответствии с основными мероприятиями подпрограммы были разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (постановление от 21 марта 2006 г. № 153, опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006, № 13, ст. 1405).

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации Минрегион России приказом от 12 апреля 2006 г. утвердил Методику определения норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России 19 мая 2006 г. № 7868).

В рамках реализации подпрограммы Правительство Российской Федерации распоряжением от 22 мая 2006 г. № 732-р утвердило График выпуска и распределения в 2006 году государственных жилищных сертификатов в отношении категорий граждан, установленных федеральным законодательством. Распределение государственных жилищных сертификатов по субъектам Российской Федерации на 2006 год в отношении участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц, а также в отношении граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, Правительство Российской Федерации утвердило распоряжением от 30 августа 2006 г. № 1207-р.

Росстроем в 2006 году было выпущено и направлено органам исполнительной власти 22291 сертификат на сумму 17 794,14 млн. рублей.

Выдан 16 491 сертификат по реестрам федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по Графикам 2006 года (выдача сертификатов осуществлялась с конца июня 2006 года, в сентябре и октябре) на сумму 15 241,5 млн. рублей.

Реализация подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в соответствии с графиками выпуска и распределения в 2006 году государственных жилищных сертификатов, утверждаемых Правительством Российской Федерации (распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 мая 2006 г. № 732-р и от 30 августа 2006 г. № 1207-р).

По категориям граждан-участников подпрограммы наибольший удельный вес по объемам финансирования и количеству сертификатов для обеспечения жильем составили две категории (87,6%): военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы (61,3%), и граждане, уволенные с военной службы (26,3%).

В рамках реализации подпрограммы распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 2159-р Рострою было поручено осуществить выпуск в декабре 2005 г. для Минобороны России 4 000 государственных жилищных сертификатов на сумму 3 188,0 млн. рублей с погашением указанных сертификатов в установленном порядке в 2006 году за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на 2006 год по разделу "Социальная политика". Этот объем входит в общую сумму 10 898,60 млн. рублей финансирования на 2006 год по категории "военнослужащие, подлежащие увольнению".

Военнослужащие, подлежащие увольнению. В целом по федеральным органам исполнительной власти процент предоставления субсидий, удостоверяемых выданными сертификатами, составил 92% от предусмотренного объема, оплачено 5944 сертификата на сумму 5 728 млн. рублей (52,6 %).

Федеральными органами исполнительной власти, за исключением Минобороны России, до сих пор не выполнен пункт 4 перечня основных мероприятий подпрограммы о разработке и выпуске ведомственных нормативных актов, обеспечивающих реализацию мероприятий подпрограммы, что также негативно влияет на ход ее реализации.

Граждане, уволенные с военной службы. В целом по субъектам Российской Федерации процент предоставления субсидий, удостоверяемых сертификатом, составил 87,2% от предусмотренного Графиком, оплачен 2761 сертификат на сумму 2 491,2 млн. рублей (53,2 %).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не в полном объеме обеспечили выдачу сертификатов в 2006 году. Так, например, вообще не выданы сертификаты в следующих субъектах: Орловская область – 57 сертификатов на сумму 45,38 млн. рублей; Ненецкий автономный округ – 2 сертификата на сумму 0,84 млн. рублей; Ханты - Мансийский автономный округ – 1 сертификат на сумму 1,346 млн. рублей; Эвенкийский автономный округ – 1 сертификат на сумму 0,85 млн. рублей.

При этом, следует отметить, что в соответствии с письмом Управления капитального строительства и архитектуры Ненецкого автономного округа от 12 сентября 2006 г. № 687, отвечающего за реализацию подпрограммы, возвращены ранее направленные бланки сертификатов из-за отказа граждан от получения сертификатов.

Кроме того, менее 50% сертификатов выдано гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в Тульской, Воронежской, Ленинградской областях и Республике Татарстан (всего предусмотрено для выдачи указанным регионам 476 сертификатов на сумму 384,62 млн. рублей, фактически выдано 205 сертификатов на сумму 174,83 млн. рублей).

Граждане, подлежащие переселению с комплекса "Байконур". Администрацией г. Байконур было выдано 15 сертификатов на сумму 16,4 млн. рублей, что составляет 94% от предусмотренного. Оплачено 7 сертификатов на общую сумму 8,0 млн. рублей (48,7 %).

Граждане участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф. Выдача сертификатов гражданам-участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф находилась под угрозой срыва. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения жильем указанной категории в соответствии с приказом Росстроя от 18 сентября 2006 г. было выдано 1000 бланков сертификата на сумму 790,0 млн. рублей. На начало декабря 2006 г. было выдано 359 сертификатов на сумму 284,2 млн. рублей (36%), оплачено всего 16 сертификатов на сумму 12,7 млн. рублей (2%). До конца года выдан 691 сертификат на сумму 548,3 млн. рублей, оплачено 104 сертификата на сумму 84,0 млн. рублей (10,6 %).

Основная причина – массовый отказ участников подпрограммы указанной категории решать свою жилищную проблему путем получения субсидии на приобретение жилья за счет федерального бюджета в соответствии действующими Правилами.

Как показала практика, большинство граждан указанной категории состоят на учете в субъектах Российской Федерации как нуждающиеся в улучшении жилищных условий по причине обеспеченности жильем ниже установленных норм. Основной причиной отказа указанных граждан от получения сертификата являются разногласия в положениях нормативной правой базы в области обеспечения их жильем. Согласно действующих Правил, граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семьи на праве общей собственности, уведомляются, что сертификат выдается им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, что для многих граждан является неприемлемым.

Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения жильем указанной категории граждан по приказу Росстроя от 18 сентября 2006 г. был выдан 381 бланк сертификата на сумму 250,0 млн. рублей.

До конца 2006 года выдано 307 сертификатов на сумму 206,4 млн. рублей (82,6 % от Графика), оплачено всего 45 сертификатов на сумму 28,5 млн. рублей (11,4 %).

Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлены в соответствии с приказом Росстроя от 27 июня 2006 года бланки сертификатов в количестве 1830 штук на сумму 1159,1 млн. рублей. До конца 2006 года органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы выдано 1315 сертификатов на сумму 991,2 млн. рублей (85,5% от средств, предусмотренных Графиком и федеральным бюджетом), оплачено 570 сертификатов на сумму 421,2 млн. рублей (36,3%).

Организационные мероприятия подпрограммы направлены на дальнейшее совершенствование системы управления и контроля реализации подпрограммы, на оказание конкретной помощи гражданам - участникам подпрограммы в регионах, формирование единой базы данных о гражданах - участниках подпрограммы, ведение единого реестра выданных и оплаченных сертификатов, а также на проведение информационно-разъяснительной работы.

Одной из подпрограмм второго этапа реализации программы является подпрограмма "Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан". По подпрограмме в 2006 году было предусмотрено строительство и реконструкция 22 объекта с общим объемом государственных капитальных вложений 297,5 млн. рублей, которые профинансированы в полном объеме.

По итогам 2006 года были введены в эксплуатацию 3 объекта общей площадью 8 887,0 кв.м., в том числе: 68-квартирный жилой дом Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова; общежитие Алтайского государственного технического университета имени И.И.Ползунова; общежитие профессионального училища № 2, р.п. Башмаково, Пензенская область.

В соответствии с расписанием программы осуществлялось строительство общежития Академии гражданской защиты МЧС России (г. Новогорск Московской области) на 77 квартир общей площадью 3157 кв.м, обеспечение жильем спасателей аварийно-спасательных служб МЧС России (71 квартира общей площадью 3730 кв.м).

В связи с изменением кодов экономической классификации по федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы, средства государственных капитальных вложений на выполнение мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан доведены Минфином России в конце августа 2006 года и направлены бюджетополучателям в сентябре-октябре 2006 года.

Была проведена необходимая работа по организации работ по программе в субъектах Российской Федерации (Республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия–Алания, Сахалинская область).

В республике Дагестан в 2006 году в 7 районах 233 человека получили субсидии на приобретение (строительство) квартир. В рамках раздела подпрограммы "Обеспечение жильем прокуроров и следователей" в 2006 году приобретено 408 квартир.

В связи с отсутствием в 2006 году Порядка предоставления безвозмездных субсидий, предусмотренных на обеспечение жильем государственных гражданских служащих средства федерального бюджета в 2006 году на данные цели не использовались.

Сведения о достижении целевых индикаторов и показателей за 2006 год. Из 17 согласованных целевых индикаторов и показателей только 4 индикатора достигнуты в полной мере.

Не осуществлена корректировка федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы: по приведению в соответствие параметров ресурсного обеспечения программы с объемами средств федерального бюджета, предусмотренными Федеральным законом "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2006 год" и федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" и уточнения конечных результатов программы; в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с учетом возможных предельных объемов финансирования расходов инвестиционных характера при формировании федерального бюджета на 2007 год и перспективного финансового плана на 2008-2010 годы.

Проект постановления Правительства Российской Федерации по внесению изменений в программу "Жилище" должен быть представлен в комплексе по всем изменениям, как в части параметров финансирования, так и по содержанию мероприятий программы и подпрограммам.

Представленный Минрегионом России (госзаказчик - координатор программы "Жилище" на 2002-2012 годы) доклад о ходе реализации программы (далее – доклад) в 2006 году содержит не полные данные о работе проведенной госзаказчиками по выполнению мероприятий программы.

Так, имеются несоответствия по осуществленными объемам финансирования программы в целом, а также "Мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан", отсутствуют сведения о реализации в 2006 году подпрограммы "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации".

В рамках доклада не приведен анализ причин резкого увеличения объемов остатков финансовых средств, а также не предлагается система каких-либо мер по сокращению объемов таких остатков.

Минрегион России должен был привлечь помимо финансирования из федерального бюджета 82,5 млрд. рублей из других источников для реализации мероприятий программы. Фактически в докладе отражено, что привлечено 2,8 млрд. рублей. Причин невыполнения обязательств в докладе не приводится, также как и комплекса мер, направленных на достижение принятых обязательств по привлечению средств для реализации программы.

Утвержденные целевые индикаторы и показатели программы на 2006 год, содержат 17 показателей, характеризующих реализацию программы по направлениям. В докладе, представленном Минрегионом России, указано, что по 6 индикаторам сведения будут представлены после сбора и обработки данных, по 3 индикаторам данные не представлены, по 2 индикаторам отмечается невыполнение, по 6 индикаторам - выполнение. Невыполнение целевых индикаторов составило 64,7 % от запланированных результатов. Анализ причин указанного невыполнения Минрегионом России не представлен.

В докладе Минрегиона России отсутствуют предложения государственных заказчиков по устранению причин, приводящих к срыву или невыполнению программных мероприятий, по совершенствованию механизма управления программой и подпрограммой, по мерам привлечения дополнительных источников финансирования федеральной целевой программы и ее подпрограмм, по внедрению новых форм и методов работы, повышающих эффективность их реализации.

Кроме того, Минрегиону России необходимо разработать, утвердить и представить в Минэкономразвития России положение об управлении реализацией программой (п. 32 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ).

Материалы из архива