Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2003 год

Целью программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан и безопасные комфортные условия проживания в нем.

В состав указанной программы входят: президентская программа "Государственные жилищные сертификаты"; шесть подпрограмм: "Реформирование и модернизация жилищно-комунального комплекса Российской Федерации", "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", "Обеспечение жильем молодых семей" и два направления – финансирование реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей" и "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан".

В федеральном бюджете на 2003 год на реализацию программы было предусмотрено 11484,8779 млн. рублей, в том числе: капитальные вложения – 11477,0379 млн. рублей, НИОКР – 7,84 млн. рублей.

Президентская программа "Государственные жилищные сертификаты"

Графиком выпуска и распределения в 2003 году государственных жилищных сертификатов предусматривалось выпустить 18148 сертификатов на сумму 11107,12 млн. рублей (в том числе 14192 сертификатов для граждан, уволенных с военной службы, и 3956 для военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы).

Всего на основании Графика: выпущено 18035 сертификатов на сумму 11030,8 млн. рублей; выдано участникам программы 14518 сертификатов на сумму 10007 млн. рублей, из которых реализовано (оплачено) 8 903 сертификата (61,3 % от выданных) на сумму 5982,3 млн. рублей.

Кроме того, на погашение сертификатов выпуска 2002 года Минфином России выделены средства:
по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" - 2706,6 млн. рублей на погашение 4 968 сертификатов (из них - 1760,9 млн. рублей на 2935 сертификатов, выданных федеральными органами исполнительной власти, и 945,7 млн. рублей - на погашение 2033 сертификатов, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации);
по разделу "Военная реформа" направлено 2 229,9 млн. рублей на погашение 3 536 сертификатов.

Всего на погашение 8 504 сертификатов выпуска 2002 года израсходовано 4936,5 млн. рублей.

Итого в 2003 году расходы на погашение сертификатов составили 10918,8 млн. рублей.

С использованием сертификатов выпусков 2002 и 2003 годов в 2003 году приобрели жилье 17407 семей (96,5 % от количества, предусмотренного Графиком).

Государственным учреждением (ГУ) "Объединенная Дирекция" осуществлялись проверки хода реализации программы в субъектах Российской Федерации с выездом на места в части правильности выдачи сертификатов гражданам - участникам программы рабочими группами и муниципальными комиссиями.

Всего в течение 2003 года в соответствии с утвержденным графиком проверки осуществлены в 15 субъектах Российской Федерации. Госстрой России по установленным фактам нарушений реализации программы направил письма во все субъекты Российской Федерации с анализом выявленных нарушений.

ГУ "Объединенная Дирекция" был проведен учебно-методический сбор руководителей рабочих групп субъектов Российской Федерации, на котором рассматривались проблемы правильности выдачи сертификатов гражданам - участникам программы рабочими группами и муниципальными комиссиями.

Подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации"

В подразделениях по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по состоянию на 1января 2003 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 61338 семей вынужденных переселенцев (153596 человек), в том числе 14096 семей вынужденных переселенцев, имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление жилья (37314 человек).

На выделенные средства для вынужденных переселенцев приобретено 862 квартиры на сумму 319,93 млн. рублей, выдано 1490 свидетельств о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья на сумму 341,04 млн. рублей. Кроме того, выплачены субсидии 490 семьям вынужденных переселенцев на сумму 104,51 млн. рублей, предоставленные по лимитам 2002 года.

Приобретение жилых помещений осуществлялось подразделениями по делам миграции на конкурсной основе по договорам купли - продажи. В 2003 году было проведено 80 открытых конкурсов с целью приобретения готового жилья.

В ходе реализации подпрограммы в 2003 году оказана государственная поддержка в жилищном обустройстве более 7,5 тыс. вынужденных переселенцев, что в 1,4 раза меньше по сравнению с 2002 годом.

Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"

На реализацию этой подпрограммы в 2003 году в федеральном бюджете предусмотрено 500,0 млн. рублей.

На основе решения Конкурсной комиссии участниками подпрограммы определен 31 регион, с которыми заключены соглашения по финансированию подпрограммы.

В 2003 году предусмотрено улучшение жилищных условий 27 000 молодых семей и выделено 3300 субсидий из федерального бюджета при рождении (усыновлении) детей.

По состоянию на 1 декабря 2003 года освоение выделенных средств составило 92,3 процента. На основании данных о практической реализации подпрограммы в субъектах Российской Федерации средства федерального бюджета были перераспределены. Средства федерального бюджета перечислены в субъекты Российской Федерации в полном объеме.

В рамках информационного обеспечения подпрограммы и мониторинга ее реализации функционирует сайт, на котором размещены нормативные правовые документы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровнях, сведения о рынке жилья в субъектах Российской Федерации.

Процесс практической реализации подпрограммы способствовал разработке и внедрению программ обеспечения жильем молодых семей в регионах. Только в 2003 году утверждены 62 программы, которые решают главную задачу – предоставление адресной помощи конкретным молодым гражданам и семьям в ней нуждающимся.

Подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда"

Средства на ее реализацию выделены в объеме 1348,05 млн. рублей, которые распределены и направлены в 52 субъекта Российской Федерации.

Взаимодействие государственного заказчика с субъектами Российской Федерации по освоению выделенных лимитов федерального бюджета осуществляется и регулируется на основе соответствующих договоров. Средства выделяются, в основном, на достройку объектов высокой степени готовности или приобретение жилья в текущем году.

Критерием оценки эффективности реализации подпрограммы является привлечение средств субъектов Российской Федерации. В текущем году заключены договора с субъектами Российской Федерации на весь объем выделенных средств, в соответствии с которыми ими будут привлечены дополнительно более 3 млрд. рублей.

Подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф"

Средства федерального бюджета полностью перечислены в 81 субъект Российской Федерации.

Участникам этой подпрограммы уже предоставлено 105 квартир, а всего планируется не менее 300 квартир, в том числе за счет федерального бюджета – 193 квартиры.

Подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур"

На 1 января 2003 года было зарегистрировано 867 граждан, имеющих право на получение жилья на территории Российской Федерации и желающих выехать с комплекса. За 2003 год поставлено на учет 378 семей. На 1 января 2004 г. состоит на учете 783 семьи.

В 2003 году между Госстроем России и администрацией г. Байконур был заключен договор на финансирование государственных капитальных вложений для реализации подпрограммы в объеме 8,1 млн. рублей. Эти средства администрации г. Байконур перечислены.

Объем финансовых средств из местного бюджета, выделенный на строительство и приобретение жилья в Российской Федерации для переселяемых граждан составил в 2003 году 126,9 млн. рублей.

За счет финансовых средств, перечисленных Минфином России на реализацию подпрограммы в виде субвенций бюджету г. Байконур на отселение, построено 127 квартир, за счет средств местного бюджета - 293 квартиры.

За счет субвенций бюджету города Байконур в 2003 году заключено и профинансировано 16 договоров долевого строительства жилья в объеме 238 квартир общей площадью 12307, 43 кв. м со сроком ввода в эксплуатацию в 2004 году, в том числе по городам: Московская область (гг. Коломна, Орехово–Зуево) – 114 квартир, Санкт – Петербург – 87 квартир, Рязань – 25 квартир, Чебоксары – 9 квартир, Волгоград, Пермь, Алексин – 3 квартиры.

По предварительным отчетным данным за счет всех источников финансирования (средств федерального бюджета и местного бюджета) для переселяемых российских граждан приобретено и построено в Российской Федерации 420 квартир, при задании на 2003 год по программе 805 квартир (52,2%).

Освобождающийся жилищный фонд используется частично для улучшения жилищных условий российских граждан, проживающих в г. Байконур, для предоставления жилья прибывающим молодым офицерам и их семьям.

В отчетном году построено или приобретено жилье в Российской Федерации для 462 семей российских граждан, проживающих на территории комплекса в арендованных у Республики Казахстан жилых помещениях.

В рамках федеральной целевой программы "Жилище" предусмотрено осуществление мероприятий по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2003 г. № 273-р на решение жилищных проблем граждан, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотрено выделить государственных инвестиций в размере 812,13 млн. рублей. За период январь-декабрь 2003 года эти мероприятия полностью профинансированы.

Для обеспечения эффективного расходования средств федерального бюджета по программе "Жилище", выделенных на проведение НИОКР, и для повышения качества выполняемых научно-исследовательских работ, в 2003 году были проведены конкурсы организаций- исполнителей. В конкурсах приняли участие 74 организации, в результате которого Конкурсная комиссия отобрала 26 организаций на выполнение работ, включенных в перечень НИОКР на 2003 год, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Наиболее значимыми работами являлись:
обобщение результатов эксперимента по внедрению системы персонифицированных социальных счетов граждан и разработке унифицированной системы перевода дотаций в адресные субсидии граждан;
разработка программного обеспечения внедрения системы индикаторов, предназначенной для мониторинга и подготовки информационно-аналитических материалов выполнения федеральной целевой программы "Жилище" в субъектах Российской Федерации;
разработка проекта концепции организационно-финансовой модели и различных схем привлечения инвестиций на проведение мероприятий по санации жилых домов первых массовых серий, не подлежащих сносу.

Из-за дефицита средств федерального бюджета на выполнение обязательств государства весьма сложно решается проблема по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. По отдельным подпрограммам, входящим в состав федеральной целевой программы "Жилище", число семей, которые могут получить государственную поддержку на строительство или приобретение жилья, колеблется от 22,0 % (подпрограмма "ГЖС") до 1,0 % (субсидии на переселение "Северян").

Средства федерального бюджета при этом распределены по десяти подпрограммам и направлениям, пяти федеральным органам исполнительной власти - государственным заказчикам, 89 субъектам Российской Федерации.

В течение первых двух лет по отдельным подпрограммам не удалось консолидировать бюджетные средства федерального, регионального и муниципального уровня, а также достичь увеличения средств внебюджетных источников, направляемых в жилищную сферу, в том числе личных средств граждан на строительство и приобретение жилья.

В соответствии с программой координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище" (далее именуется - МВК). Положение о МВК и ее состав утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2002 г. № 48.

В октябре 2003 года Госстрой России провел зональные совещания в городах Казани и Новосибирске по теме "О стратегии развития строительного комплекса Российской Федерации на период до 2010 года", на которых в числе приоритетных рассматривались вопросы о ходе реализации программы.

В соответствии с графиком проведения координационных советов прошли заседания в Сибирском федеральном округе (8-10 декабря 2003 г.), Уральском федеральном округе (15-16 декабря 2003 г.), Южном федеральном округе (16-17 декабря 2003 г.), Приволжском федеральном округе (22-24 декабря 2003 г.), Северо-Западном федеральном округе (25- 27 декабря 2003 г.) и Центральном федеральном округе (12-14 января т.г.).

Были заслушаны отчеты 75 Администраций субъектов Российской Федерации об итогах деятельности строительного комплекса и предприятий жилищно-коммунального комплекса, отдельно были обсуждены проблемы реализации федеральной целевой программы "Жилище" в регионах (развитие ипотечного жилищного кредитования, рост объемов жилищного строительства, привлечение в жилищное строительство внебюджетных источников финансирования и др.).

По результатам проведения координационных советов приняты общие для всех субъектов Российской Федерации рекомендации, даны поручения, ход исполнения которых контролируется Госстроем России.

Материалы из архива

2007-08-02
Сегодня правительство может дать Дальнему Востоку и Забайкалью $16,7 млрд — больше, чем Сочи. Столько будет стоить бюджету федеральная целевая программа (ФЦП) до 2013 г.
Источник: газета "Ведомости"
Сегодня правительство может дать Дальнему Востоку и Забайкалью $16,7 млрд — больше, чем Сочи. Столько будет стоить бюджету федеральная целевая программа (ФЦП) до 2013 г.

2007-07-31
Госрасходы подвергнут ревизии
Источник: газета "Независимая газета"
Минфин намерен повысить эффективность госфинансирования на 10%

2007-02-12
Ленинградская АЭС-2 станет головной площадкой для реализации нового проекта «АЭС-2006»
Источник: Пресс-Центр атомной энергетики
7 февраля 2007 года в городе Сосновый Бор (город – спутник Ленинградской АЭС) прошли общественные слушания материалов по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) предстоящего строительства и эксплуатации Ленинградской АЭС-2 (ЛАЭС 2).

2008-06-26
Президиум правительства РФ одобрил проект ФЦП развития Чечни на 2008-2011 гг с учетом исключения положений по ежегодному уточнению целевых показателей и затрат
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Президиум правительства РФ на заседании в понедельник 23 июня одобрил проект федеральной целевой программы /ФЦП/ "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы".

2008-06-17
Бизнесу подкинут бюджетных денег
Источник: газета "Независимая газета"
Правительство ищет новые подходы для ликвидации провалов реализации федеральных целевых программ

2007-07-04
Уничтожение химоружия
Источник: "Военно-промышленный курьер"
В России для реализации Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия" в соответствии с проектом бюджета на ближайшие три года планируется выделить свыше 75 млрд. руб.