Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2002 год

Целью программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан и безопасные комфортные условия проживания в нем.

В состав указанной программы входят: президентская программа "Государственные жилищные сертификаты" (1998-2002 годы), пять подпрограмм "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", "Свой дом" и два направления – финансирование реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей" и обеспечение жильем отдельных категорий граждан.

В федеральном бюджете на 2002 год на реализацию программы было предусмотрено 8,447 млрд. рублей, в том числе: капитальные вложения – 8,44 млрд. рублей, НИОКР - 0,007 млрд. рублей.

В рамках программы "Жилище" в 2002 году осуществлялась реализация Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", для финансирования которого Минэкономразвития России были предусмотрены государственные капитальные вложения в размере 763,4 млн. рублей.

По разделу "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" из общего объема средств 1586,963 млн. рублей было направлено министерствам и ведомствам Российской Федерации для реализации решений Президента и Правительства Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (Минатом России, СВР России, Минкультуры России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, РАН, СО РАН, УО РАН, ДО РАН и др.); 4022,941 млн. рублей – субъектам Российской Федерации. Из них 3932,541 млн. рублей выделено 9 субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате стихийных бедствий летом 2002 года на территории Южного федерального округа.

За указанный период было выполнено 38 научно-исследовательских работ, обеспечивающих реализацию программы "Жилище". По 8 проектам работа будет продолжена в 2003 году. В 2002 году выполнена научно-исследовательская работа по разработке программного обеспечения системы индикаторов для мониторинга и подготовки информационно-аналитических материалов выполнения программы "Жилище" в субъектах Российской Федерации, что позволит по системе индикаторов оценить эффективность основных мероприятий по реформированию жилищной сферы как в отдельных регионах, так и в стране в целом. Разработаны рекомендации по трансформации социальных пособий и льгот в систему адресной социальной помощи населению путем внедрения персонифицированных счетов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, применение которых в практике ЖКХ должно дать экономический эффект.

В конкурсах приняли участие 104 организации, по результатам которых Конкурсная комиссия отобрала 33 организации на выполнение работ, включенных в перечень НИОКР на 2002 год, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

За указанный период по программе "Государственные жилищные сертификаты" должно быть предоставлено жилье 210 тыс. семей при ежегодной выдаче 42 тысяч государственных жилищных сертификатов, как свидетельств о выделении безвозмездных субсидий на приобретение жилья.

Правительством Российской Федерации распоряжением от 15 марта 2002 г. № 312-р был утвержден график выпуска и распределения в 2002 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", согласно которому предусматривалось выпустить 27476 сертификатов на сумму 12256,2684 млн. рублей, в том числе по разделу "Военная реформа" – 6856,2684 млн. рублей.

Таким образом, всего в 2002 году планировалось выпустить 26972 жилищных сертификата на сумму 12020,0 млн. рублей, в том числе 20714 сертификатов на сумму 9320,0 млн. рублей для федеральных органов исполнительной власти и 6258 сертификатов на сумму 2700,0 млн. рублей для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Фактически в соответствии с приказами Минфина России выпущено 27087 сертификатов на сумму 12011,1 млн. рублей, в том числе 20423 сертификата на сумму 9314,7 млн. рублей для федеральных органов исполнительной власти и 6664 сертификата на сумму 2696,378 млн. рублей для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Всего в 2002 году расходы на погашение государственных жилищных сертификатов составили 11225,2 млн. рублей.

В 2002 году по подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" были предусмотрены государственные капитальные вложения в размере 65,0 млн. рублей, уточненный лимит составляет 98,0 млн. рублей, который был распределен по 18 субъектам Российской Федерации. Указанные средства освоены в полном объеме, кроме того, привлечены средства субъектов Российской Федерации в сумме 371,0 млн. рублей и средства из внебюджетных источников в сумме 312,0 млн. рублей.

В результате освоения выделенных государственных капитальных вложений и привлечения средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников в 2002 году ликвидировано 46,5 тыс. кв.м общей площади ветхого и аварийного жилья, переселено в благоустроенное жилье 3735 человек, в том числе 768 человек (256 семей) за счет средств федерального бюджета.

Важным критерием оценки эффективности реализации подпрограммы является привлечение средств субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. В 2002 году на 1 рубль выделенных средств федерального бюджета было привлечено 7 рублей собственных средств на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

По подпрограмме "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации" МВД России были предусмотрены государственные капитальные вложения в размере 420,0 млн. рублей. Фактически выделено 411,6 млн. рублей.

Кроме того, в третьем квартале 2002 года на постоянное жилищное обустройство вынужденных переселенцев из федерального бюджета МВД России было выделено дополнительно 580,0 млн. рублей. Указанные средства использованы на предоставление вынужденным переселенцам субсидий на строительство или приобретение жилья в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья".

Для организации работы подразделений по делам миграции по жилищному обустройству вынужденных переселенцев МВД России были приняты нормативные акты, в том числе: приказы от 10 августа 2002 г. № 758 "Об утверждении Положения о порядке приобретения жилых помещений, предоставляемых МВД России для постоянного и временного проживания вынужденных переселенцев"; от 9 октября 2002 г. № 971 "Об утверждении Порядка предоставления вынужденным переселенцам безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья"; от 19 октября 2002 г. № 1011 "О порядке финансирования вынужденным переселенцам безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья".

В ходе реализации подпрограммы в 2002 году государственная поддержка в жилищном обустройстве оказана более 7 тыс. вынужденных переселенцев. В то же время в государственной поддержке продолжают нуждаться около 160 тыс. человек.

В результате реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур" должны быть обеспечены жильем 8106 семей (22877 человек) российских граждан. Строительство и приобретение жилья предусматривается в основном в городах, имеющих базовые предприятия Росавиакосмоса. Выполнение этой задачи должно позволить создать условия для продолжения трудовой деятельности инженеров-испытателей в постоянно действующих на космодроме экспедициях от базовых предприятий и сохранить коллектив высококвалифицированных специалистов для космической отрасли.

В 2002 году ставилась задача за счет всех источников финансирования предоставить переселяемым гражданам 829 квартир, в том числе за счет средств федерального бюджета 626 квартир, из них за счет государственных капитальных вложений 20 квартир общей площадью 1,12 тыс. кв. метров.

Часть высвободившегося жилищного фонда использована для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в г. Байконур, а также для частичного вывода из эксплуатации для ремонта и консервации, что в будущем должно привести к снижению затрат на его содержание.

В подпрограмме "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" установлено, что финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано принять участие в финансировании подпрограммы за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. На реализацию указанной подпрограммы были предусмотрены государственные капитальные вложения в объеме 66,5 млн. рублей. Средства использованы в полном объеме, что позволило обеспечить благоустроенным жильем 232 семьи ликвидаторов. Общая площадь предоставленного жилья составила 11,5 тыс. кв. метров. Из бюджетов субъектов Российской Федерации для решения вышеуказанной проблемы направлено 141,3 млн. рублей, что позволило предоставить участникам подпрограммы 239 квартир.

В ряде субъектов Российской Федерации в 2002 году за счет собственных средств была оказана существенная помощь указанной категории граждан в решении жилищной проблемы. Так, в г.Санкт-Петербурге выделено за счет бюджета города 30,0 млн. рублей (2,0 млн. рублей – за счет федерального бюджета) и обеспечено жильем 57 семей ликвидаторов; в Ханты-Мансийском автономном округе – соответственно 60,65 млн. рублей (0,78 млн.рублей – за счет федерального бюджета) и обеспечено 24 семьи; в Республике Башкортостан –9,5 млн. рублей (1,3 млн.рублей – за счет средств федерального бюджета) и обеспечено 24 семьи. В Волгоградской области были улучшены жилищные условия 21 семье, Ростовской – 18, Белгородской - 14, Челябинской – 10, Карачаево-Черкесской Республике – 11 семей.

Однако, к сожалению, во многих субъектах Российской Федерации улучшение жилищных условий участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС осуществлялось только за счет средств федерального бюджета. Такое положение сложилось в Мурманской, Ивановской, Смоленской, Нижегородской, Курской, Липецкой, Ульяновской, Тюменской, Камчатской и Магаданской областях, Республиках Бурятия, Хакасия и ряде других.

Координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей программы осуществлялась межведомственной комиссией по вопросам реализации федеральной целевой программы "Жилище", положение о которой и состав утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2002 г. № 48. В 2002 году был утвержден план работы на год и проведено одно заседание вышеназванной комиссии.

В соответствии с приказом Госстроя России от 29 декабря 2001 г. № 292 "О мерах по выполнению федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы определены направления работы структурных подразделений Госстроя России.

В программе "Жилище" предусмотрено, что оценка эффективности и социально-экономических последствий ее реализации должна проводиться на основе системы индикаторов. По итогам реализации программы в 2002 году были проанализированы ввод общей площади жилых домов предприятиями и организациями всех форм собственности и удельные бюджетные расходы на обеспечение жильем одного получателя средств федерального бюджета по отдельным категориям граждан.

В 2002 году ввод общей площади жилых домов предприятиями и организациями всех форм собственности составил 33,8 млн. кв. метров и превысил уровень 2001 года на 6,5 %. Доля жилья, вводимого индивидуальными застройщиками, в общем объеме составила 42,1 % против 41,2 % в 2001 году. При этом ввод жилых домов индивидуальными застройщиками превысил уровень 2001 года почти на 9 %. Удельные бюджетные расходы на обеспечение жильем одного получателя средств федерального бюджета по отдельным категориям граждан в 2002 году были в диапазоне от 287,0 тыс. рублей на одну семью до 435,0 тыс. рублей, в частности: для граждан, увольняемых и уволенных с военной службы в запас или отставку, в рамках программы "Государственные жилищные сертификаты" - 435,3 тыс. рублей; для граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда – 382,8 тыс. рублей; для беженцев и вынужденных переселенцев – 330 тыс. рублей; для участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф – 286,6 тыс. рублей.

Материалы из архива