Федеральные целевые программы России

Краткий отчет за 2004 год

Целью программы является выполнение Российской Федерацией обязательств по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

В федеральном бюджете на 2004 год на реализацию программы было предусмотрено 5938,9 млн. рублей по направлению "прочие нужды".

На выполнение программы в 2004 году федеральным бюджетом предусматривались ассигнования в размере 5977,91 (5961,1) млн. рублей, в том числе дополнительные ассигнования в объеме 578,9 млн. рублей, из них: государственные капитальные вложения – 4138,4 млн. рублей; НИОКР – 212,8 млн. рублей (включая 12,8 млн. рублей, выделенных дополнительно во исполнение ст. 154 федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год»); прочие нужды - 563,01 (546,2) млн. рублей.

По линии международной технической помощи выделено ассигнований в объеме 1295,6 млн. рублей, из них на создание объектов уничтожения химического оружия – 1152,6 млн. рублей и 143,0 млн. рублей на ликвидацию бывших объектов по производству химического оружия. Вместе с тем, необходимо отметить, что практическая реализация достигнутых договоренностей и заявленной лидерами «восьмерки» в рамках «Глобального партнерства» международной финансовой помощи осуществляется медленно и не обеспечивает необходимое развертывание работ для выполнения жестких сроков, предусмотренных Конвенцией.

Также существует необходимость совершенствования российского законодательства, не позволяющего в настоящее время в оперативном порядке решать вопросы льготного налогообложения или освобождения от налогов и таможенного оформления поступающего от иностранных государств оборудования, что зачастую приводит к срыву сроков выполнения работ, необоснованным затратам из бюджета на оплату штрафов таможенным органам и железной дороге.

Целевые индикаторы и показатели реализации программы государственным заказчиком разработаны в рамках доработки программы во исполнение решений Правительства Российской Федерации (протокол от 16 октября 2003 г. № 38), Комиссии Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам (протокол от 29 июля 2004 г. № 2) и распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 1355-р. Доработанная программа представлена на согласование в Минэкономразвития России. Указанные целевые индикаторы и показатели предполагают уничтожение до 2012 года запасов химического оружия в объеме 40,0 тыс. тонн, за счет создания 6 объектов уничтожения химического оружия; уничтожение или демилитаризацию 24 объектов по производству и одного объекта по разработке химического оружия; улучшение социально-бытовых условий граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий: строительство 520 жилых домов, 15 школ, 7 лечебно-диагностических центров, 7 детский садов.

По состоянию на 1 января 2005 года уничтожено 778,5 тонн отравляющих веществ, из них в 2004 году – 145,0 тонн; уничтожено 7 бывших объектов по производству химического оружия, конверсированы 15 объектов, из них на 14 получены сертификаты ОЗХО, в том числе в 2004 году – на 3 объекта.

Продолжено строительство объектов уничтожения химического оружия и в первую очередь в г. Камбарка Удмуртской Республики и п. Марадыковский Кировской области.

Построено и введено в эксплуатацию 6 жилых домов общей площадью 7735 м2, 77 домов усадебного типа, 1 лечебно-диагностический центр, 1 детский сад.

Снижена потенциальной опасность, исходящая от объектов хранения химического оружия в связи с уничтожением химического оружия на принятом в эксплуатацию объекте в п. Горный Саратовской области и реализацией мер по повышению безопасности его хранения на других объектах.

Уничтожены 145,0 тонн отравляющих веществ на объекте в п. Горный Саратовской обл., а также 6532 тонны промышленных отходов от детоксикации ОВ. Проводились мероприятия, связанные с подготовкой к выполнению второго этапа Программы по уничтожению 8,0 тыс. тонн ОВ. С учетом графика создания и эксплуатации объектов, динамики уничтожения химического оружия на них, второй этап должен быть выполнен к 29 апреля 2007 года.

Закончены и приняты отчеты по 13 НИОКР, решением государственного заказчика и рекомендациями экспертной проверки Минэкономразвития России приостановлены выполнение 2 НИОКР и сняты задания по 1 НИОКР. Основными задачами НИОКР, выполняемых в 2004 году, являлись: научно-техническое обеспечение создания объектов уничтожения химического оружия в городах Камбарка, Щучье, Почеп и поселках Марадыковский, Леонидовка; научно-техническое сопровождение эксплуатации объекта уничтожения химоружия в п. Горный; разработка руководящих документов по обеспечению промышленной, экологической и медицинской безопасности.

В части создания объектов по уничтожению химического оружия в том числе строительства промышленных зон, инженерной и социальной инфраструктуры:

По промзонам объектов:
- объект 1282, п. Горный Саратовской обл.: начато строительство установки термического обезвреживания с площадками временного хранения реакционных масс, продолжались работы по созданию комплекса расснаряжения цистерн и по инженерной инфраструктуре;
- объект 1597, г. Щучье Курганской обл.: продолжалось строительство корпуса 1-А, остальные объекты промзоны строятся за счет американской технической помощи;
- объект 1281, г. Камбарка Удмуртской Республики: закончено строительство модульного лабораторного комплекса, трансформаторной подстанции, газоспасательной станции, продолжается строительство хранилища люизита 105 – 109 и укрытия 105А – 109А, здания утилизации реакционных масс № 1, печей для сжигания отходов;
- объект 1726, п. Марадыковский Кировской обл.: завершены работы по вертикальной планировке промзоны объекта, продолжаются работы по строительству автодороги «Чигили-Новожилы», уложены 700 м железнодорожных путей к промзоне объекта, выполнены монолитные фундаменты зданий №№ 1008 и 1011;
- объект 1729 г. Почеп Брянской обл.: велась разработка материалов ТЭО промзоны объекта по уничтожению ХО, ТЭО и инженерные изыскания для РД по внешнему электроснабжению;
- объект 1526 г. Кизнер Удмуртской Республики: выполнены работы по строительству хранилища и ведутся работы по строительству двух хранилищ для химического оружия.

По объектам социальной и инженерной инфраструктуры:
- объект 1282, п. Горный Саратовской обл.: построены и введены в эксплуатацию 4 жилых дома общей площадью 3800,0 м2 и 77 жилых домов усадебного типа, продолжены работы по реконструкции центральной районной больницы и строительству водопроводных и канализационных сетей в п. Горный;
- объект 1597, г. Щучье Курганской обл.: построены и введены в эксплуатацию жилой дом площадью 2235,0 м2, детский сад на 90 человек, поликлинический диагностический центр на 250 посещений в день;
- объект 1281, г. Камбарка Удмуртской Республики: построен и введен в эксплуатацию жилой дом площадью 1700,0 м2, продолжены работы по строительству здания автостанции на 50 посадочных мест, проложены сети водопровода и канализации, проведена реконструкция котельной северного жилого района, ведется строительство поликлинического консультативно-диагностического центра;
- объект 1726, п. Марадыковский Кировской обл.: проводится реконструкция тепловых сетей и работы по строительству очистных сооружений в п. Мирный;
- объект 1728, п. Леонидовка Пензенской обл.: выполнены строительно-монтажные работы по казарме для военнослужащих, проводятся работы по водоснабжению военного городка, завершены работы по строительству сетей водоснабжения и газоснабжения в п. Леонидовка, продолжаются работы по газоснабжению п. Золотаревка;
- объект 1729 г. Почеп Брянской обл.: построено и введено в эксплуатацию административно-бытовое здание, построена столовая на 250 мест, осуществляется газификация населенных пунктов Почепского района, проводятся работы по реконструкции котельной в населенном пункте Первомайский, центральной районной больницы в г. Почеп;
- объект 1526 г. Кизнер Удмуртской Республики: введены в эксплуатацию 17 км. газовых сетей в г. Кизнер, проложено 7 км водопроводных сетей в г. Кизнер.

В части обеспечения безопасности хранения и уничтожения химоружия проведена оценка технического состояния 83,1 тыс. авиационных и 2001,1 тыс. артиллерийских боеприпасов и выданы заключения на продление сроков их безопасного хранения. Изготовлены и поставлены на объекты по хранению химоружия 124 герметичных контейнера для хранения и транспортировки аварийных артиллерийских боеприпасов. Проведены работы на 3 объектах по хранению химоружия по реконструкции технических средств охраны и оснащению их современной объектовой и периметровой системами охраны и обороны. Произведена поставка 182,6 тыс. индикаторных средств, 9 комплектов защитной одежды (СИЗ-3), оборудования и материалов для создания локальной системы оповещения населения и средств защиты населения на объекте в г. Щучье Курганской области. Проведены работы по безопасному содержанию бывших объектов по производству и разработке химического оружия.

В части государственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды разработано программное обеспечение, а также программно-аппаратные комплексы Федерального информационного центра по проблемам обеспечения экологической безопасности, государственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды при хранении, перевозке и уничтожении химического оружия. Создан и функционирует межрегиональный учебно-методический центр системы государственного экологического контроля и мониторинга объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия. Проводились работы по определению площадей зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг объектов по хранению и объектов по уничтожению химического оружия с учетом путей его перевозки.

В целях медико-санитарного обеспечения персонала объектов и комплексного медико-санитарного обследования территорий была сформирована база данных углубленного медицинского обследования населения, проживающего в зоне защитных мероприятий вокруг объекта в п. Горный. Сформирована база данных углубленного медицинского обследования детского населения, проживающего в зоне защитных мероприятий вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия в Удмуртской Республике, Пензенской и Курганской областях. Сформирована база данных, содержащая результаты комплексного изучения производственной среды объектов по уничтожению химического оружия.

Кроме того, в 2004 году проводилась работа по обеспечению готовности объектов по хранению и уничтожению химического оружия к международным инспекциям, подготовке кадров, реализации федеральных законов, ликвидации последствий деятельности объектов по производству и разработке химического оружия, обеспечению мер проверки в соответствии с положениями Конвенции.

Штатная дирекция по управлению процессом уничтожения химического оружия не создавалась. Непосредственное управление указанным процессом возложено на государственного заказчика – Федеральное агентство по промышленности, в ведение которого находится Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия.

Координацию взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти по выполнению программы осуществляет Государственная комиссия по химическому разоружению.

В 2004 году проведено 19 конкурсов по определению исполнителей работ Указанные конкурсы были проведены в период с декабря 2003 года по апрель 2004 года, что соответствует срокам, установленным Правительством Российской Федерации. В ходе проведения уточнения государственного оборонного заказа на 2004 год дополнительно на конкурсной основе были определены исполнители и заключены государственные контракты на сумму 558,7 млн. рублей.

Анализ отчетов Росбоеприпасов за 2004 года показал, что заключение контрактов с исполнителями работ проводилось со значительным отставанием от сроков, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 790-48.

В 2004 году Минэкономразвития России провело экспертную проверку программы. В результате этой работы были даны рекомендации по упорядочению статуса организаций, участвующих в реализации программы; по уточнению существующей программы; по активизации привлечения средств международной технической помощи; по ускорению решения вопроса о льготном налогооблажении предоставляемых на безвозмездной основе иностранными государствами средств, оборудования и услуг, направляемых на химическое разоружение; по эффективному использованию средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Государственным заказчиком по материалам экспертной проверки составлен план устранения замечаний, часть из которых устранена при уточнении заданий государственного оборонного заказа на 2004 год и формировании проекта гособоронзаказа на 2005 год.

В отчетном году проводились проверки выполнения программы Счетной палатой Российской Федерации и Контрольным управлением Президента Российской Федерации.

В соответствии с представлением Счетной палаты Российской Федерации от 2 декабря 2003 г. № 01-1474/05-4 по результатам плановой проверки законности и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на ликвидацию химического оружия Росбоеприпасам в 2002 году, Минфин России произвел сокращение лимитов бюджетных обязательств на сумму 16,8 млн. рублей.

В целом в 2004 году удалось реализовать запланированные в пределах выделенных ассигнований мероприятия государственного оборонного заказа по химическому разоружению.

Вместе с тем в 2005 году необходимо обратить особое внимание на решение следующих задач:
- подготовить предложения по уточнению программы и принятию дополнительных мер по обеспечению выполнения международных обязательств в установленные сроки;
- ввести в эксплуатацию основные мощности по уничтожению химического оружия на объектах в г. Камбарка Удмуртской Республики и п. Марадыковский Кировской обл.;
- активизировать работу по расширению международного содействия и принять меры по повышению эффективности использования этой помощи;
- подготовить предложения и практически проводить работу по утилизации реакционных масс, образующихся при уничтожении химического оружия;
- проводить работу по подготовке предложений по перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия после выполнения ими основных функций;
- в полном объеме выполнить рекомендации экспертной проверки.

В части проведения НИОКР обратить внимание на проблему разработки одностадийного процесса уничтожения химического оружия, без образования промежуточных реакционных масс, требующих отдельной переработки или безопасного хранения. Разработка подобных одностадийных технологий позволило бы решить проблему реакционных масс. Также требует особого внимания разработка технологий по безопасному уничтожению боеприпасов сложной конструкции.

Материалы из архива