Федеральные целевые программы России

Система программных мероприятий

Охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения

Медицинские последствия радиационного воздействия на население и на участников ликвидации последствий радиационных аварий, возможность их проявления через десятки лет после облучения и у последующих поколений определяют необходимость постоянного медицинского наблюдения за состоянием здоровья данного контингента.

Основой стратегии в области охраны здоровья граждан, подвергшихся воздействию радиации, являются оценка (текущая и прогнозная) состояния их здоровья и проведение комплекса практических мероприятий, направленных на снижение медицинских последствий радиационного воздействия.

Состояние здоровья участников ликвидации последствий радиационных аварий и населения, подвергшегося радиационному воздействию, определяет необходимость проведения диспансеризации, завершения создания на местном и региональном уровнях эффективной системы оздоровления пострадавших граждан, развитие специализированной медицинской помощи населению, проживающему на загрязненных территориях.

В Программе предусматривается осуществить комплекс следующих мероприятий:
1) обеспечение деятельности Национального радиационно-эпидемиологического регистра;
2) оказание медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, и их детям первого и второго поколения;
3) обеспечение деятельности межведомственных экспертных Советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиации.

1. Обеспечение деятельности Национального радиационно-эпидемиологического регистра (далее именуется - Регистр).

Регистр является информационно-аналитической основой изучения медицинских последствий и анализа состояния здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Регистр организован на базе Медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук (г.Обнинск) в соответствии с постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 948.

В Регистр включаются граждане, на которых распространяется действие следующих федеральных законов:
"О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
"О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
"О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

К числу основных задач Регистра относится создание и развитие единой по Российской Федерации системы радиационно-эпидемиологической регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных аварий и инцидентов, а также определение приоритетных мер, направленных на охрану здоровья граждан этих категорий.

К настоящему времени эта задача не решена в полной мере – требует совершенствования материально-техническая база Регистра и объединение имеющейся информационной базы существующих подрегистров: Российского государственного медико-дозиметрического регистра (авария на Чернобыльской АЭС), Единого компьютерного регистра граждан, подвергшихся радиационному воздействию в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, медико-дозиметрического регистра населения Алтайского края, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В стадии формирования находится медико-дозиметрический регистр населения Республики Алтай.

Деятельность Национального радиационно-эпидемиологического регистра и входящих в его состав региональных регистров определяется приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2. Оказание медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, и их детям первого и второго поколения предусматривает работу по трем основным направлениям:

1) оказание специализированной медицинской помощи гражданам, подвергшимся радиационному воздействию.

Специализированная медицинская помощь гражданам, включенным в регистр, осуществляется в специализированных отделениях на базе областных больниц, в региональных лечебно-диагностических центрах и клиниках федерального уровня при наличии соответствующих медицинских показаний.

Группы повышенного риска формируются из числа лиц, включенных в регистр, в зависимости от величины полученной дозы радиационного облучения, а также по результатам скринингового медицинского обследования. Граждане, включенные в группы повышенного риска, ежегодно проходят углубленное медицинское обследование в специализированных медицинских учреждениях в соответствии с приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Эффективность системы оказания специализированной медицинской помощи обеспечивается совершенствованием материально-технической базы учреждений образования и их кадровым обеспечением;

2) обеспечение функционирования региональных лечебно-диагностических центров для обследования и клинической реабилитации участников ликвидации последствий радиационных аварий.

Предусматривается частичное обеспечение функционирования региональных лечебно-диагностических центров для обследования, лечения и клинической реабилитации участников ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении "Маяк".

Перечень центров, а также закрепление административных территорий за региональными лечебно-диагностическими центрами определяются приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации;

3) совершенствование медицинского обслуживания граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения предусматривает:
а) совершенствование системы медицинского обслуживания населения районов, подвергшихся воздействию радиации;
б) совершенствование работы лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь лицам, подвергшимся радиационному воздействию, в том числе участникам ликвидации последствий радиационных аварий;
в) дополнительное оснащение медицинскими приборами, оборудованием, медикаментами, реактивами, расходными материалами и автотранспортом учреждений здравоохранения, замену устаревшего и изношенного диагностического и лечебного оборудования, сервисное обслуживание медицинской техники;
г) подготовку и повышение квалификации специалистов для лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь лицам, подвергшимся радиационному воздействию.

3. Обеспечение деятельности межведомственных экспертных Советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с воздействием радиации.

В соответствии с действующим законодательством установление причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиации обеспечивается межведомственными экспертными Советами. Экспертные Советы организованы в соответствии с постановлением Совета Министров СССР и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 31 марта 1990 г. № 325, постановлением Совета Министров РСФСР от 15 мая 1990 г. № 155.

Экспертные Советы не являются самостоятельными организациями. Обеспечение их деятельности предполагается осуществлять за счет реализации Программы. В настоящее время функционирует 11 межведомственных экспертных Советов, которые ежегодно проводят экспертизу медицинских документов участников ликвидации последствий аварий, лиц, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях, и детей указанных контингентов населения.

Порядок деятельности экспертных Советов регламентируется Министерством здравоохранения Российской Федерации.

На реализацию мероприятий по охране здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения предусматривается направить 260977,6 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета 243152,6 тыс. рублей.

В результате реализации предусмотренных мероприятий предполагается обеспечить:
а) персональный учет около 670 тыс. граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их детей первого и второго поколения с необходимой дозиметрической и медицинской информацией, в том числе около 200 тыс. участников ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении "Маяк";
б) разработку наиболее адекватных методов медицинской реабилитации граждан, включенных в Регистр;
в) медицинское обследование, лечение и реабилитацию в специализированных медицинских учреждениях федерального и регионального уровней граждан, входящих в группы повышенного риска, и по медицинским показаниям: в федеральных клиниках ежегодно получат специализированную медицинскую помощь около 500 человек, в том числе более 250 - консультативную помощь, более 250 - стационарное и амбулаторное лечение; в специализированных центрах и отделениях регионального уровня ежегодное обследование, лечение и консультативную помощь получат около 7,5 тыс. участников ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении "Маяк";
г) оснащение современным лечебно-диагностическим оборудованием, медикаментами и реактивами районных, областных (краевых, республиканских) лечебно-профилактических учреждений, оказывающих амбулаторную, стационарную и консультативную помощь гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, включая ликвидаторов;
д) создание подвижных медицинских подразделений с двухсторонней оперативной связью для оказания медицинской помощи населению в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах Республики Алтай;
е) ежегодную подготовку и переподготовку кадров врачей и среднего медперсонала для учреждений, оказывающих помощь пострадавшим гражданам: 300-350 врачей на федеральном и около 150 врачей на областном уровне;
ж) проведение экспертизы медицинских документов для установления причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварий на Чернобыльской АЭС, производственном объединении "Маяк" и испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, в межведомственных экспертных Советах.

Материалы из архива

2008-07-28
Общая стоимость ФЦП развития рыбохозяйственного комплекса РФ в 2009-2013 гг составляет 61,831 млрд руб – материалы к заседанию президиума правительства
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Президиум правительства РФ рассмотрит на сегодняшнем заседании проект федеральной целевой программы /ФЦП/ "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах".

2007-02-07
Иванов: к концу года 47 тыс. военнослужащих станут «контрактниками»
Источник: ИА "Росбалт"
К концу текущего года порядка 47 тыс. военнослужащих будет переведено на контрактную основу. Как передает корреспондент «Росбалта», об этом сообщил вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов в рамках правительственного часа в Госдуме.

2007-02-07
Бюджетное финансирование авиапрома в 2007 г. составит 43 млрд. рублей
Источник: "АвиаПорт.Ру"
Объем финансирования авиационно-промышленного комплекса из федерального бюджета, включая предоставление госгарантий по экспортным поставкам, в 2007 г. запланирован на уровне 43 млрд. рублей.

2007-10-04
Камиля Исхакова вернули в Европу
Источник: газета "Коммерсант"
И свернули его целевую программу

2008-02-14
Выполненный объем госкапиталовложений по ФЦП восстановления Чечни за 2002-2007 гг составил 27,27 млрд руб, введены в эксплуатацию 3639 объектов - Росстрой
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Выполненный объем государственных капитальных вложений по федеральной целевой программе /ФЦП/ "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики /2002 год и последующие годы/" за период 2002-2007 гг составил 27,27 млрд руб, введены в эксплуатацию 3639 объектов.

2008-08-11
Финансирование подпрограммы развития футбола на 2008-2015 гг ФЦП развития физкультуры и спорта в РФ составит 19,127 млрд руб – материалы к заседанию президиума правительства
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Президиум правительства РФ рассмотрит на сегодняшнем заседании проект подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы" федеральной целевой программы /ФЦП/ "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы".