Федеральные целевые программы России

Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации

Цели и задачи Программы

Основной стратегической целью Программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Для достижения стратегической цели должны быть решены следующие стратегические задачи:
совершенствование содержания и технологий образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования;
совершенствование экономических механизмов в сфере образования.

Каждая из задач Программы носит комплексный характер и направлена на реализацию нескольких приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, в том числе:
развитие современной системы непрерывного профессионального образования (обеспечивается главным образом в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования и развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, совершенствованию экономических механизмов в сфере образования);
повышение качества профессионального образования (реализуется в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению эффективности управления в сфере образования);
обеспечение доступности качественного общего образования (решается в рамках задач по совершенствованию содержания и технологий образования, развитию системы обеспечения качества образовательных услуг, повышению эффективности управления в системе образования);
повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования (обеспечиваются в рамках задач по повышению эффективности управления и совершенствованию экономических механизмов в сфере образования).

Достижение стратегической цели и решение стратегических задач Программы обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.

Совершенствование содержания и технологий образования

Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;
оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей;
введение профильного обучения в старшей школе, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана;
внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования;
внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;
введение нового перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере профессионального образования и соответствующих государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности;
внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования.

Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг

Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;
развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений;
совершенствование механизмов признания эквивалентности документов об образовании с целью повышения академической мобильности и увеличения экспорта образовательных услуг, а также интеграции России в мировое образовательное пространство;
завершение эксперимента по введению единого государственного экзамена, итоги которого позволят обеспечить доступность профессионального образования, объективность вступительных испытаний, преемственность общего и профессионального образования, а также осуществление государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников;
создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность;
совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки, а также приведения отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с международной практикой.

Повышение эффективности управления в системе образования

Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;
внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
выделение в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов и системообразующих вузов для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования в интересах государства, общества и личности;
внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
повышение эффективности институционального управления при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиления их ответственности за конечные результаты деятельности, повышения результативности и прозрачности финансирования сферы образования;
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;
совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.

Совершенствование экономических механизмов в сфере образования

Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования;
внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений);
реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования.

Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы - 2006 - 2010 годы.

На первом этапе реализации Программы (2006 - 2007 годы) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей развития образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом масштабных преобразований и экспериментов.

На втором этапе (2008 - 2009 годы) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции (модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы), а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития системы образования.

На третьем этапе (2010 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.

На каждом из этапов планируется изменение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние системы образования.

За счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Программы, не планируется создание новых образовательных учреждений и организаций. Поставка товаров (работ, услуг) предусмотрена для существующих образовательных учреждений (организаций), а также образовательных учреждений (организаций), образуемых по итогам оптимизации образовательной сети (реорганизации и т.д.).

В результате реализации Программы будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования всех уровней за счет введения образования для детей старшего дошкольного возраста, профильного обучения, создания общероссийской системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования, а также опережающего развития общенациональных университетов и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров.

Материалы из архива

2007-05-29
Между Чечней и Азербайджаном откроется новый железнодорожный маршрут
Источник: Информация корреспондентов "Кавказского узла"
Президент Чечни Рамзан Кадыров и начальник Северо-Кавказской железной дороги (СКЖД) Владимир Галастоков 28 мая договорились об открытии нового маршрута сообщением "Грозный - Баку". Это решение предусмотрено федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России", сообщает "ИТАР-ТАСС".

2007-11-14
Правительство РФ выделяет 164 млрд руб на реализацию федеральной целевой программы по пожарной безопасности - С.Шойгу
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Правительство России выделяет 164 млрд руб на реализацию новой федеральной целевой программы по пожарной безопасности, рассчитанной на 5 лет. Об этом заявил сегодня глава МЧС Сергей Шойгу на совместном заседании коллегии министерства и Приволжского федерального округа, сообщает ИТАР-ТАСС.

2008-02-08
Скорректированная программа развития авиатехники до 2015 года в ближайшее время будет внесена в правительство
Источник: "АвиаПорт.Ру"
Скорректированный проект Федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники в России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (ФЦП-2015) планируется в ближайшее время в направить правительство.

2007-02-02
10 миллиардов для детей
Источник: Российская газета
Столько денег государство готово выделить для решения детского вопроса в ближайшие четыре год

2008-04-23
Минтранс разработал ФЦП "Развитие транспортной системы России /2010-2015 годы/" общей стоимостью 13,897 трлн руб – материалы к заседанию правительства
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Министерство транспорта РФ разработало федеральную целевую программу /ФЦП/ "Развитие транспортной системы России /2010-2015 годы/".

2007-12-24
Счетная палата РФ не выявила нецелевое использование бюджетных средств в ходе реализации ФЦП по развитию атомного энергопромышленного комплекса
Источник: АЭИ "ПРАЙМ-ТАСС"
Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты проверки эффективности использования средств федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы /ФЦП/ "Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг и на перспективу до 2015 г" и финансовых возможностей сбалансированного развития указанного комплекса за счет иных источников финансирования программы.